1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer

«Литературный кинозал» - культурно-просветительский проект

2016 год в России объявлен Годом российского кино (указ Президента РФ от 7 октября 2015 г. № 503), проведение которого вслед за Годом литературы является продолжением целенаправленной государственной политики.

Книга и кино постоянно взаимодействуют: первой была книга, а затем стали появляться экранизации произведений литературы. С одной стороны, хорошая экранизация дает возможность каждому еще раз прожить, прочувствовать то, что восхитило и тронуло человека в книге. С другой стороны, посмотрев экранизацию книги, многие стремятся ее перечитать.

Источник: http://mkukcbs.ru

«Литература дала кино возможность связанного с мышлением движения.

Не только во времени и пространстве, но и в логическом его развитии.

Кино-литературе дало в свою очередь ту свою особенность разорванного,

скачкообразного действия, который определяется построением кадра.»

Н. Асеев

 

 

Именно в этот Год сотрудники научной библиотеки ЮЗГУ инициировали культурно-просветительский проект «Литературный кинозал». Он направлен на популяризацию литературного наследия российских и зарубежных классиков, в данном случае с помощью такого вида искусства, как кино.

 

 

Всегда интересно сравнить фильм с его литературной первоосновой, и книги, имеющиеся в библиотечном фонде, дают такую возможность:

  • «Война и мир» Л.Н. Толстого (Реж.— С. Бондарчук);
  • «Тихий дон» М. Шолохова (Реж.— С. Герасимов);
  • «Двенадцать стульев» И. Ильфа и Е. Петрова (Реж.— Л. Гайдай);
  • «Гордость и предубеждение» Д. Остина (Реж.— Д. Райт);
  • «Каменская» А. Маринина (Реж. — Ю. Мороз);

Война и мир

 

«Война и мир»— роман-эпопея Льва Николаевича Толстого, описывающий русское общество в эпоху войн против Наполеона в 1805—1812 годах.

В романе Толстой затрагивает многие «вечные» темы: любви, дружбы, отцов и детей, поиска смысла жизни, противостояния войны и мира как в глобальном смысле, так и в душах героев.

«Война и мир» по праву считается шедевром русской литературы, энциклопедией русских характеров и человеческой жизни в целом. Произведение вот уже более века остается интересным и актуальным для современных читателей, любителей истории и ценителей классической русской литературы. «Война и мир» — роман, который должен прочесть каждый.

Источник: http://all-biography.ru

 

Экранизация и использование романа как литературной основы

 

  • «Война и мир»(1913, Россия). Немой кинофильм. Реж. — Пётр Чардынин, Андрей Болконский — Иван Мозжухин.
  • «Война и мир»(1965, СССР). Реж. — С. Бондарчук, в главных ролях: Наташа РостоваЛюдмила Савельева, Андрей БолконскийВячеслав Тихонов, Пьер БезуховСергей Бондарчук.
  • «Война и мир»(War & Peace, 1972, Великобритания), (сериал) Реж. Джон Дейвис. Наташа Ростова — Мораг Худ, Андрей Болконский — Алан Доби, Пьер Безухов — Энтони Хопкинс.
  • «Война и мир»(2007, Германия, Россия, Польша, Франция, Италия). Сериал. Реж — Роберт Дорнхельм, Брендан Доннисон. Андрей Болконский — Алессио Бони, Наташа Ростова — Клеманс Поэзи.
  • «Война и Мир»(2012, Россия) трилогия, короткометражные фильмы по отрывкам из романа. Режиссёры Мария Панкратова, Андрей Грачев.
  • «Война и мир»(2016, Великобритания). Сериал. Реж - Том Харпер. Андрей БолконскийДжеймс Нортон, Наташа РостоваЛили Джеймс.
  • И другие.

 

 

 

6-серийный фильм по роману Льва Толстого «Война и мир» вышел на телеэкраны в конце 2015 года. Роль Андрея Болконского досталась британскому актёру Джеймсу Нортону, Наташу Ростову сыграла звезда сериала «Аббатство Даунтон» Лили Джеймс, а Пьера Безухова — американец Пол Дано («Руби Спаркс»).

Первый короткометражный немой фильм по роману «Война и мир» был снят в 1913 году Петром Чардыниным.

В 1956 году на большой экран вышла картина «Война и мир» американского режиссёра Кинга Видора. Фильм был номинирован на «Оскар» в трёх категориях и получил «Золотой глобус» как лучший иностранный фильм (он снимался в копродукции с Италией).

Успехи Голливуда заставили советские власти задуматься о своей экранизации. Дело государственной важности доверили Сергею Бондарчуку, выделив на него небывалый по тем временам бюджет — 18 миллионов рублей. На создание знаменитой киноэпопеи у режиссёра ушло шесть лет. Итогом колоссальной работы стал главный приз Московского международного кинофестиваля (1965) и «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке (1969). Для фильма собрали лучший актёрский состав: Вячеслав Тихонов, Ирина Скобцева, Анастасия Вертинская, Олег Табаков и многие другие.

В 1972 году телеверсию романа «Война и мир» представил канал BBC. Роль Пьера Безухова в 20-серийном фильме исполнил Энтони Хопкинс, который получил за эту работу премию BAFTA. Главной особенностью этой экранизации стало внимание создателей к второстепенным персонажам — например Платону Каратаеву, которого блестяще сыграл Гарри Лок.

Ещё один телесериал «Война и мир» появился в 2007 году, став результатом сотрудничества нескольких стран: России, Франции, Германии, Италии и Польши. Роль Наташи Ростовой досталась француженке Клеманс Поэзи.

 

Создатели сериала не слишком заботились о соблюдении оригинального сюжета.

Источник: http://www.aif.ru

«Войну и мир» Льва Николаевича Толстого в четырех томах осилить сложно, а уж снимать еще сложнее, но величайший советский режиссер Сергей Бондарчук сделал практически невозможное. Его одноименная киноэпопея 1965-1967 годов выпуска в четырех частях – это лучший пример экранизации классических произведений русской литературы. В ней прекрасно все - великолепные актеры, восхитительные баталии и сама история, в мельчайших подробностях переданная на экране.

Источник: http://fb.ru

 

Тихий дон

 

«Ти́хий Дон»— роман-эпопея Михаила Шолохова в четырёх томах. Тома 1—3 написаны с 1925 по 1932 год. Том 4 закончен в 1940 году.

Одно из наиболее значительных произведений русской литературы XX века, рисующее широкую панораму жизни донского казачества во время Первой мировой войны, революционных событий 1917 года и гражданской войны в России.

Роман переведён на множество иностранных языков, на английском перевод появился уже в 1934 году. За этот роман в 1965 году Шолохову была присуждена Нобелевская премия по литературе с формулировкой «За художественную силу и цельность эпоса о донском казачестве в переломное для России время».

Роман экранизировался четыре раза.

Режиссеры: Ольга Преображенская и Иван Правов

В главных ролях: Андрей Абрикосов, Эмма Цесарская и др.

 

 Черно-белую ленту, несомненно, интересно будет сравнить с более поздними экранизациями. Трагическая ситуация, сложившаяся в России в начале прошлого века, Первая Мировая война и революция показаны здесь, конечно, в духе времени: фильм имеет явную идеологическую окраску, которой не было у Шолохова. Зато детали быта: утварь, устройство двора, одежда героев – изображены максимально достоверно, тем более, лента отснята буквально через несколько лет после выхода произведения. Картина получилась очень настоящей, хороша также игра актеров, и, несомненно, заслуживает похвалы операторская работа.

Источник: http://tricolortvmag.ru

Режиссер: Сергей Герасимов

В главных ролях: Петр Глебов, Элина Быстрицкая и др.

 

Вторая киноверсия романа Шолохова получила множество наград – «Хрустальный глобус», Диплом гильдии режиссеров США и различные советские премии. Фильм, снимавшийся в городе Каменск-Шахтинский, одобрил сам Михаил Шолохов. «Я рад, что фильм идет в одной дышловой упряжке с моим романом». – сказал он. На роль Аксиньи пробовались многие актрисы, в том числе Нонна Мордюкова, но Быстрицкую выбрал сам Шолохов. «Так вот же Аксинья!» – сказал он, просматривая кинопробы.

Источник: http://tricolortvmag.ru

Трехсерийный фильм точно передает атмосферу книги. Батальные сцены картины и сегодня будоражат воображение искушенных зрителей. Не оставляет никого равнодушным и игра актеров, которые действительно прожили свои роли. Картину по праву можно считать шедевром советского кинематографа, ведь она удостоилась не только восторженных отзывов кинокритиков, но и завоевала любовь зрителей. По выходу на экраны в 1957 году эпопея «Тихий Дон» стала абсолютным лидером отечественного проката, заняв 45-е место по посещаемости среди отечественных фильмов за всю историю советского кинопроката.

Источник: http://weekend.rambler.ru

Режиссеры: Сергей Бондарчук и Федор Бондарчук

В главных ролях: Руперт Эверетт, Дельфин Форест и др.

 

Третья экранизация воплотилась в виде семисерийного телевизионного фильма. Идея снять фильм появилась у Сергея Бондарчука еще в середине 60-х, он даже ездил советоваться к Шолохову, и писатель идею одобрил, но возвратиться к работе над лентой в силу разных обстоятельств удалось лишь к концу 80-х. Даже тогда средств на реализацию замысла не было, и Бондарчуку пришлось искать зарубежных партнеров. В общем-то, именно этим продиктован столь странный выбор главных актеров: по условиям договора, ключевые роли должны были сыграть иностранцы.

Эта версия «Тихого Дона» получила противоречивые отзывы критиков – от крайне негативных до весьма доброжелательных. Российское казачество не одобрило ленту. Тем не менее, работа получилась масштабной. От предыдущих экранизаций, помимо всего прочего, она отличается еще и тем, что здесь практически не показаны военные и политические события. Все внимание сконцентрировано на любовной линии и на драме, которую переживают главные герои.

Источник: http://tricolortvmag.ru

Режиссер: Сергей Урсуляк

В главных ролях: Евгений Ткачук, Полина Чернышова, Сергей Маковецкий и др.

 

Новая экранизация легендарного романа «Тихий Дон» приурочена к 110-летию со дня рождения Михаила Шолохова.

Источник:http://weekend.rambler.ru

Съемки проходили в родных местах Михаила Шолохова – неподалеку от станицы Вешенской Ростовской области. Специально для сериала больше года строили декорации, весь же процесс работы над лентой занял почти два с половиной года. Создатели «Тихого дона» постарались сделать телефильм максимально исторически достоверным. Так, утварь и предметы быта собирали у коллекционеров и местных жителей, а также позаимствовали часть реквизита в музейных коллекциях. Отдельно пришлось потрудиться над убранством изб и дворов.

Режиссер сериала Сергей Урсуляк подчеркнул, что для него в сюжете Шолохова самой главной является идея о трагизме распада семей: «Мне хотелось бы, чтобы эту скорбь, досаду и трагедию ощутили зрители, чтобы они воспринимали судьбу Мелеховых, Астаховых, Коршуновых как своих родных людей».

Источник: http://tricolortvmag.ru

 

12 Стульев

 

«Двенадцать стульев»— роман Ильи Ильфа и Евгения Петрова, написанный в 1927 году и являющийся первой совместной работой соавторов. В основе сюжета — поиски бриллиантов, спрятанных в одном из двенадцати стульев мадам Петуховой, однако история, изложенная в произведении, не ограничена рамками приключенческого жанра: в ней, по мнению исследователей, дан «глобальный образ эпохи».

Произведение неоднократно экранизировано.

Экранизации

 

Год Страна Название Режиссёр Остап Бендер
1933 Чехословакия, Польша Двенадцать стульев Мартин Фрич и Михал Вашинский Адольф Дымша
1962 Куба Двенадцать стульев Алеа Томас Гутьеррес Рейнальдо Миравальес
1966 СССР 12 стульев Александр Белинский Игорь Горбачёв
1970 США Двенадцать стульев Мел Брукс Фрэнк Ланджелла
1971 СССР 12 стульев Леонид Гайдай Арчил Гомиашвили
1976 СССР 12 стульев Марк Захаров Андрей Миронов
2004 Германия Двенадцать стульев Ульрике Оттингер Георгий Делиев
2013 Италия Не в стульях счастье Карло Маццакурати  

 

Сатира в кинематографе

 

Ильф и Петров – это уже классика ХХ века, и снимать ее активно начали уже тогда. Примечательно то, что первые попытки воплотить на экране «12 стульев» были не в России. В 70-х годах в СССР вышло сразу две таких экранизации классической литературы. Список включает в себя обе версии знаменитого романа. Первым в 1971 году вышел двухсерийный кинофильм Леонида Гайдая с Арчилом Гомиашвили в роли Бендера. С точки зрения постановки и режиссерской работы этот фильм явно выигрывает. А через пять лет в 1976 году Марк Захаров выпустил телефильм из четырех серий, где роль Остапа досталась Андрею Миронову. Интересный факт: Миронов пробовался на эту роль и в фильм Гайдая, но не устроил режиссера, хотя сегодня именно его во всем постсоветском пространстве считают настоящим Остапом Бендером. Так что телеверсия Захарова оказалась более популярной и всенародно любимой.

 

Источник: http://www.aif.ru

 

Гордость и предубеждение

 

«Го́рдость и предубежде́ние» (англ.Pride and Prejudice) — роман Джейн Остин, который увидел свет в 1813 году.

По соседству с бедной, но уважаемой семьей Беннет поселился богатый и загадочный мистер Бингли и его лучший друг мистер Дарси. Одной из пяти дочерей миссис Беннет удалось покорить сердце молодого аристократа. Но энергичная красавица Элизабет Беннет его отвергла.

Он показался ей слишком надменным и самодовольным. Да и слишком большой казалась разница в их общественном положении, а злобные сплетни окружающих довершили дело. Лишь постепенно Элизабет и мистер Дарси, преодолевая гордость и предубеждения, лучше узнают друг друга, и их соединит настоящая любовь, которой подвластны любые преграды.

Источник: http://www.phantastike.ru/austen

Экранизации

 

По роману снято несколько фильмов, в том числе телесериалы «Гордость и предубеждение» 1980 и 1995 года, полнометражный фильм «Гордость и предубеждение» 2005 года. Также есть более ранняя чёрно-белая экранизация романа 1940 года (США).

Есть несколько киноадаптаций: фильм «Гордость и предрассудки» 2003 года и фильм «Невеста и предрассудки» 2004 года с переносом места действия в Индию.

Источник: https://ru.wikipedia.org

Роман «Гордость и предубеждение» экранизировался не единожды. Однако, по мнению критиков, именно фильм 2005 года полностью отвечает духу произведения. Кира Найтли блестяще передала характер главной героини, несмотря на то, что первоначально ее не хотели брать на эту роль. Режиссер картины Джо Райт был уверен, что голливудская звезда может все испортить.

Райт считал, что Найтли слишком красива для Элизабет Беннет. Подписать с ней контракт – значило поставить под угрозу все мероприятие. Зритель бы смотрел только на нее и не следил за сюжетной линией.

Источник: http://www.wday.ru

Награды, номинации, фестивали

Номинация на "Оскар" (2005):

Лучшая актриса (Кира Найтли)

Лучший художник по костюмам (Жаклин Дюрран)

Лучший композитор (Дарио Маринелли)

Премия "BAFTA" (2005):

Лучший дебют (режиссер) (Джо Райт)

Источник: http://www.kino-teatr.ru

 

Каменская

 

Каме́нская— персонаж детективов Александры Марининой, оперативник/аналитик с Петровки.

Работает в милиции с 1992 года — первоначально работала на районе, пока будущий любимый начальник Виктор Гордеев («Колобок») не перетащил её к себе на Петровку. В последних книгах о Каменской у Насти меняется начальник. Вместо умного и преданного делу Колобка приходит карьерист и бывший однокурсник Насти — Афанасьев, по кличке Афоня. С ним у Насти отношения не складываются настолько, что когда Афоню на его посту «в качестве эксперимента» сменяет Константин Большаков, который всеми силами хочет воссоздать былую славу отдела Колобка, Настя просто не верит в это и всюду ищет подвох.

В 2010 году Настя сама уходит со службы и поступает в детективное агентство Владислава Стасова, своего давнего друга.

Возраст Каменской в книгах Александры Марининой и на экране несколько разнится, поскольку действия, описанные в книге, происходят порой значительно раньше, чем в фильме. Первая серия и первое дело в телесериале «Каменская» «Стечение обстоятельств» датируется 1997—1998 годом, в то время как в книге события разворачиваются в 1992 году. Таким образом, в кино год рождения Анастасии Каменской можно определить 1966-1967.

 

Экранизация

 

Романы А. Марининой начали экранизировать в 1999 году. Кинокомпания «Рекун-фильм» создала по мотивам восьми романов писателя телевизионный сериал «Каменская», который демонстрировался по национальному российскому телевидению, а также на телеэкранах Латвии, Украины, Германии и Франции. В 2002 году той же компанией произведено продолжение телесериала под названием «Каменская 2» по мотивам следующих четырёх романов автора.

Источник: https://ru.wikipedia.org

Анастасия Павловна - лучший аналитик Московского уголовного розыска. Ее острый ум в сочетании с необыкновенной интуицией и проницательностью позволяют ей с блеском разгадывать самые изощренные преступления, вычислять преступников по самым незначительным деталям их поведения, психологии и поступков. Источник: kino-teatr.ru

Любая из описанных выше книг это не просто рассказ, это страницы о жизни в глубоком смысле слова. Если вы действительно хотите отдохнуть с книгой в руках, то читайте с удовольствием интересные произведения.

Ознакомиться с этой и другой литературой можно в научной библиотеке ЮЗГУ.

 

Величайшим сокровищем называл хорошую библиотеку выдающийся русский публицист Виссарион Белинский.

Книга, несмотря на все скептические предположения, продолжает жить наряду с другими более современными источниками информации.

И это не борьба, не конкуренция и вытеснение, а скорее - мирное сосуществование.

И потому книга на традиционном бумажном носителе продолжает оставаться важнейшим элементом культуры.

Задать
вопрос