Планирование работы в библиотеке среднего специального учебного заведения
- Подробности
- Обновлено 02.04.2013 16:44
Основные разделы и структура плана:
Годовой план состоит из двух частей: текстовой и статистической. Разделы плана работы должны отражать все направления деятельности библиотеки учебного заведения, как с читателями, так и с носителями информации. Рекомендуется использовать следующую структуру при составлении годового плана работы:
1. Цели и задачи работы библиотеки.
Этот раздел предшествует плану и не входит в табличную форму. В него включается краткий анализ работы за прошлый год, отмечающий положительные стороны работы библиотеки, ее недостатки, а также основные цели и задачи, которые ставит перед собой библиотека на текущий учебный год. Задачи годового плана формируются с учетом специфики учебного заведения и основных задач, записанных в Положении о библиотеке данного учебного заведения. Задачи годового плана должны быть более конкретны, чем общие цели, поставленные перед библиотекой учебного заведения.
2. Обслуживание читателей
В текстовой части этого раздела формулируются основные задачи библиотеки по обслуживанию читателей с целью максимального удовлетворения читательского спроса в оптимально сжатые сроки.
В плане предусматриваются конкретные мероприятия по повышению качества обслуживания, увеличению охвата контингента читателей, внедрению новых форм и методов работы, дифференцированному подходу к различным группам читателей, расширению форм и методов индивидуальной и массовой работы с читателями.
Необходимо уделить внимание вопросам организации открытого доступа к фондам, совершенствованию группового метода обслуживания учебной литературой, мерам по предупреждению и ликвидации читательской задолженности, внедрению автоматизации в процесс обслуживания.
3. Массовая работа
Одной из функций библиотеки учебного заведения является содействие учебному и воспитательному процессам. Массовая или культурно-просветительская работа содействует реализации этой функции. Формы и методы индивидуальной и массовой работы библиотеки должны способствовать духовному и нравственному воспитанию учащихся, воспитанию у них чувства патриотизма, повышению общекультурного уровня, развитию интереса к получаемой профессии.
В плане отражается не только количество тем массовых мероприятий, но и количество повторений каждого мероприятия по разным пунктам обслуживания, так как один обзор литературы, тематическая выставка могут проводиться или экспонироваться в разных группах учащихся.
Массовые мероприятия, проводимые совместно с различными подразделениями учебного заведения также включаются в план работы, (при этом в текстовой части указывается предполагаемая доля участия библиотеки в организации и проведении этих мероприятий).
В плане предусматривается также анализ эффективности массовой и индивидуальной работы.
4. Комплектование и учет фонда
Приобретение литературы на год планируется на основе данных о контингенте студентов и книгообеспеченности дисциплин, преподаваемых в учебном заведении.
В плане по комплектованию библиотечного фонда должна быть также предусмотрена работа с тематическими планами издательств, бланками заказов и проспектами, тематическим планом комплектования и картотекой книгообеспеченности учебного процесса, исключению литературы и др.
5. Справочно-библиографический аппарат библиотеки
В данном разделе отражается ведение каталогов и картотек, наличие которых позволит адекватно реализовать информационную и образовательную функцию библиотеки ссуза. Библиотека обязательно должна иметь алфавитный и систематический каталоги. В план работы с каталогами и картотеками входят их пополнение и редакция. Количество и тематика картотек зависят от потребностей данного учебного заведения и библиотеки.
Помимо перечисленных выше работ следует запланировать техническую обработку новых поступлений, отметку в каталогах выбывшей литературы, прием и передачу новых поступлений и т.д.
6. Воспитание информационной грамотности (библиотечно-библиографические уроки)
В условиях современного учебного заведения это направление является важнейшей частью работы библиотеки, где реализуется ее образовательная функция. В последнее время учащимся все труднее бывает ориентироваться в огромном потоке информации. В каждом учебном заведении обязательно нужно ввести курс библиотечных уроков для того, чтобы учащиеся могли найти информацию в созданных системах хранения на традиционных и нетрадиционных носителях, для создания у них навыков самостоятельного чтения. На занятиях необходимо учить учащихся пользоваться словарями и справочниками, каталогами и картотеками, а, возможно, электронными технологиями, мультимедиа и ресурсами Интернет. Уроки помогут им научиться извлекать информацию быстро и оптимально. Библиотечно-библиографические уроки включаются в план работы, если их проводят работники библиотеки.
7. Работа с библиотечным фондом
Работа с фондом включает в себя мероприятия по формированию и сохранению фонда библиотеки. В этом же разделе должна быть предусмотрена работа и по изучению книжного фонда, ведению учетных форм книжного фонда, работа с задолжниками, изъятие ветхой, устаревшей и непрофильной литературы.
Важную роль играет ведение картотеки отказов, которая позволяет выявить недостающую литературу, с тем, чтобы вести работу по ее пополнению.
Работа по сохранности фонда включает в себя работу по очистке фонда, работу с задолжниками, работу с литературой, принятой взамен утерянной читателями. Здесь же планируются списание ветхой, устаревшей литературы; мероприятия по ремонту фонда.
8. Внедрение новых информационных технологий
Этот пункт плана заполняется при наличии в библиотеке компьютерной техники и электронных изданий.
9. Методическое обеспечение библиотеки
В этот раздел включают выступления на семинарах, разработку и подготовку сценариев массовых мероприятий.
10. Повышение квалификации работников библиотеки.
В этом разделе заведующий библиотекой планирует участие в системе повышения квалификации методического объединения библиотек средних специальных учебных заведений.