«Меткость и верность народного языка»
"У Островского одного, в настоящую эпоху литературную,
есть свое прочное, новое и вместе идеальное миросозерцание.
Новое слово Островского было ни более, ни менее как народность,
в смысле слова: национальность, национальный".
А. А. Григорьев
Произведения Александра Николаевича Островского способствовали развитию общественного самосознания. Их революционизирующее влияние прекрасно определил Н.А. Добролюбов; он писал: «Рисуя нам в яркой картине ложные отношения со всеми их последствиями, он через то самое служит отголоском стремлений, требующих лучшего устройства». Недаром защитники существовавшего строя делали все от них зависящее, чтобы пьесы Островского не шли на сцене.
Добролюбов указал еще одну особенность драматургии А.Н. Островского – «меткость и верность народного языка». Каждый персонаж Островского говорит языком, типичным для его сословия, профессии, воспитания. И актер, создавая тот или иной образ, должен был уметь использовать нужную интонацию, произношение и другие речевые средства. Островский приучил актера слушать и слышать, как говорят люди в жизни.
В "Грозе" Островский - сатирик и "бытовик" - рисует затхлую атмосферу провинциального городка с ее грубостью, ханжеством, властью богатых и "старших". Островский – драматический поэт – дает почувствовать привлекательность другого мира: мира природы, Волги, красоты и трагической поэзии, обаянием которого овеян образ Катерины. Гроза – это и символ душевного смятения героини, борьбы чувств, нравственного возвышения в трагической любви, и в то же время - воплощение бремени страха, под игом которого живут люди.
"Бесприданница"— это драма о катастрофе личности в бесчеловечном мире. Это пьеса о трагедии обычной бесприданницы с горячим сердцем.
Интрига комедии "Свои люди - сочтемся" истинна, проста, без усилия принимает в себя несколько комических и характерных эпизодов, обнимает собою значительнейшие моменты в быте русского торгового класса, ни на один миг не замедляется в своем течении, вполне захватывает собой внимание и, наконец, на последних страницах произведения, как громовым ударом, разражается катастрофой, в которой не знаешь, чему более удивляться - потрясающему ли драматизму положений, или простоте средств, каким этот драматизм достигнут.
Цитаты из произведений
Александра Николаевича Островского
Чужая душа – потемки. («Гроза») |
Чем же и свет стоит? Правдой и совестью Только и держится. («Снегурочка») |
Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие! («Гроза») |
Не гонись за большим, будь доволен тем, что есть! («Свои люди – сочтемся») |
И крокодилы плачут, а все-таки по целому теленку глотают. («Гроза») |
Только два сорта и есть, податься некуда: либо патриот своего отечества, либо мерзавец своей жизни. («Гроза») |
Нет хуже этого стыда, когда приходится за других стыдиться. («Свои люди – сочтемся», «Гроза», «Бесприданница») |
Всякий должен бояться. Не то страшно, что убьет тебя, а то, что смерть тебя вдруг застанет, как ты есть, со всеми твоими грехами, со всеми помыслами лукавыми. («Гроза») |
«История оставила название великих и гениальных только за теми писателями, которые умели писать для всего народа, и только те произведения пережили века, которые были истинно народными у себя дома; такие произведения со временем делаются понятными и ценными и для других народов, а, наконец, и для всего света». Эти слова великого драматурга Александра Николаевича Островского вполне можно отнести к его собственному творчеству.