К 185-летию со дня рождения Николая Семеновича Лескова (1831-1895)
«Больше света, больше веры в высокое признание человека...»
|
Биография
«Я думаю о тех смертных, которые любят добро, просто для самого добра
и не ожидают никаких наград за него где бы то ни было.
Эти прямые и надёжные люди тоже, мне кажется,
должны быть вполне довольны святым порывом любви…»
Н.Лесков ( из рассказа «Человек на часах»).
Николай Семёнович Лесков родился 4 февраля 1831 году в деревне Горохове Орловской губернии, в имении помещика М.А.Страхова. Отец его, вышедший из среды приходских священников, был губернским чиновником, дед по материнской линии - дворянином, а бабушка – купчихой. До восьмилетнего возраста Лесков воспитывался в доме Страхова вместе с его детьми. Ему навсегда запомнились жестокие нравы помещичьего дома.
Позже он жил у родителей в Орле, потом семья купила хутор Панино. «Жили мы в крошечном домике,- вспоминал писатель,- состоявшем из одного большого крестьянского сруба, отштукатуренного внутри, покрытого соломой». Мать писателя была религиозной и соблюдала все церковные обряды. Зато отец, хотя и молился, но в церковь не ходил. И Лесков через всю жизнь пронёс это двойственное отношение к религии. Из семи детей Николай был самым старшим в семье. Ему рано пришлось думать о собственном заработке, что наложило отпечаток на характер и взгляды писателя. Несколько лет юный Лесков проучился в гимназии, после чего поступил писцом в Орловскую палату уголовного суда. После смерти отца в 1848 году Лесков переселился в Киев и поступил на службу в Киевскую казенную палату.
Разносторонние познания Лескова являлись результатом усиленного самообразования. «Во мне всегда была слабость увлекаться тем или другим родом искусства,- писал Лесков. - Так я пристращался к иконописи, к народному песнотворчеству, к врачеванию, к рестораторству и пр.» Он много читал, в том числе и произведения на злободневные темы.
По служебным делам Лесков много ездил по стране, посещал глухие уголки России, что дало немало новых впечатлений, которые позднее воплотились на страницах художественных произведений.
В 1861 году, оставив службу, Лесков переезжает сначала в Москву, а через несколько месяцев в Петербург и посвящает себя литературной деятельности.
Как критик и публицист Лесков активно выступает в газетах и журналах «Отечественные записки», «Время», «Век», «Русская речь», «Московские ведомости» и других изданиях. Его работы помещались либо под псевдонимом «М. Стебницкий», либо без подписи. В это же время активно развивается и его творческая деятельность. Почти за тридцать пять лет своей литературной деятельности писатель оставил обширное и удивительное по богатству, свежести и оригинальности художественное наследие.
Особенности творчества
Повесть «Леди Макбет Мценского уезда» была написана в 1864 году. Лёгкой иронией, выраженной в названии повести, автор как бы указывает на перевод шекспировского характера в более «низкую» социальную сферу. Однако по силе художественного изображения из очерка «местного» характера повесть вырастает до шедевра мирового значения. Сильная, волевая натура героини контрастирует с узостью её интересов. Героиня не останавливается ни перед чем, идёт до конца в своей беспощадной борьбе и погибает, лишь полностью исчерпав запас душевных и физических сил. |
|
Один из значительных героев Лескова − Иван Сергеевич Флягин из повести «Очарованный странник» (1873). Человек особенный, исключительный, человек странной и необычной судьбы. С детства «предназначенный» для монастыря и постоянно помнящий об этом, он, однако, не может преодолеть чар мирской жизни и расстаться с нею. Пройдя через суровые испытания, герой Лескова сохранил чистоту и искренность чувств. |
|
Тип «праведника» создан Лесковым в рассказе «Однодум» (1879). Герой рассказа, квартальный Рыжов, живущий на жалованье в десять рублей и не берущий взяток, выглядит человеком исключительным для своей среды и своего времени. Александр Афанасьевич Рыжов − «однодум», он никогда не изменял своим убеждениям, оставался неподкупным и честным, несмотря на все искушения. В «Однодуме» читатель найдёт лесковское решение проблемы положительного героя. | |
Одной из вершин художественного творчества писателя явился его знаменитый сказ «Левша» (1881). Здесь получили законченное выражение стиль Лескова и народность его творчества. Левша − простой тульский оружейник и в тоже время сказочный герой, человек народной мечты. При этом Левша и окружающая его обстановка показаны изнутри человеком того же круга и мировоззрения. Вся красота и сила Левши в его поистине чудесном таланте самородка, мастера на все руки. Лесков очень тонко отражает здесь черту народных сказаний, в которых неуклюжий, простодушный Иванушка выходит победителем в сложных ситуациях. |
|
Литературе Лесков отводил воспитательную роль. С этой точки зрения показателен рассказ «Человек на часах» (1887). Событие, о котором говорится в рассказе, заключается в том, что попрано и унижено человеческое достоинство. Неправда и зло утверждается здесь в образе подполковника Свиньина. Сам же писатель не только оправдывает, но и приветствует поступок солдата Постникова, оставившего пост у императорского дворца ради спасения тонувшего в реке человека. | |
В жанре социальной сатиры рассказ «Тупейный художник» − одно из сильнейших произведений русской литературы. Рассказ основан на исторически достоверном материале. В городе Орле действительно существовал крепостной театр. В рассказе содержится потрясающая история крепостного гримёра Аркадия и молодой актрисы Любы. Эти образы были созданы с помощью творческого воображения, но автор опирался на конкретные факты, которые видел сам или слышал от очевидцев. |
Источник: Лесков, Н. С. Человек на часах [Текст] : избранные повести и рассказы / Н. С. Лесков. - М. : Бибком, 2006. - 832 с. - (Новая библиотека русской классики - обязательный экземпляр)