1. SKIP_MENU
  2. SKIP_CONTENT
  3. SKIP_FOOTER

Актуальные проблемы высшего образования

Актуальные проблемы высшего образования [Текст]: библиогр. список / Юго-Запад. гос. ун-т, научная библиотека; сост. А. А. Сергеева. – Курск: ЮЗГУ, 2016. – 27 с.

 

Библиографический список литературы содержит сведения о статьях из периодических изданий по актуальным проблемам высшей школы. Все источники публикаций имеются в фонде научной библиотеки ЮЗГУ.

 

Содержание

 

Общие вопросы высшего образования

Организация учебного и воспитательного процесса

Интеграция образования, науки и производства

 

Общие вопросы высшего образования

 

1. Беляева, Татьяна Борисовна

Формирование нового качества высшего образования для инновационного развития экономики [Текст] / Т. Б. Беляева // Аудит и финансовый анализ. - 2015. - № 3.- С.354-360. - Библиогр.: с. 360 (9 назв.).

В статье рассматриваются инновационные процессы в системе российской высшей школы, направленные на формирование нового качества высшего образования. Ключевой проблемой инновационного развития экономики обозначено повышение качества образования. Анализируются причины снижения качества вузовского образования. Увеличение расходов на образование и науку рассматривается как необходимое условие модернизации экономики.

2. Березкин, Дмитрий Игоревич.

Рейтинги вузов в системе оценки эффективности бюджетного финансирования высшего образования [Текст] / Д. И. Березкин // Аудит и финансовый анализ. - 2015. - № 4.- С.423-427. - Библиогр.: с. 427 (8 назв.).

В статье рассматриваются вопросы построения рейтингов вузов и их применение при распределении объемов бюджетных ассигнований. Данные вопросы являются актуальными для отечественной науки и практики, в связи с чем требуют изучения как в теоретическом, так и прикладном аспектах.

3. Бочкова, Дарья Александровна.

Анализ основных направлений академической мобильности в России [Текст] / Д. А. Бочкова // Аудит и финансовый анализ. - 2015. - № 4.- С.428-431. - Библиогр.: с. 431 (18 назв.).

Статья посвящена вопросам актуальности академической мобильности, описанию ее принципов, основных характеристик, определению ее видов, а также повышению мобильности граждан России путем совершенствования способов финансирования обучения в других странах.

4. Ведущие университеты: стратегии развития [Текст] // Университетская книга. - 2016. - № 1/2.- С.52-56.

О международных рейтингах вузов.

5. Владимирова, Наталья.

Происки Минобрнауки или государственная практика [Текст] / Наталья Владимирова // Автомобильные дороги. - 2016. - № 2.- С.21-22. - Подстроч. сноски.

Информация о состоявшемся 28 января внеочередном съезде Союза транспортников России. Повестка дня - о нецелесообразности решения Минобрнауки России о присоединении МАДИ (ГТУ) к Московскому государственному машиностроительному университету (МАМИ).

6. Григорьев, Юрий Васильевич.

Замечания к Перечню показателей оценки эффективности государственных вузов [Текст] / Юрий Григорьев // Ректор вуза. - 2015. - № 11.- С.36-45. - Библиогр.: с. 45 (26 назв.).

По мнению автора, утверждённый Минобрнауки Перечень показателей оценки эффективности деятельности федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования и их филиалов не является сбалансированной системой показателей и малопригоден для оценки эффективности, но является мощным средством манипулятивного воздействия на вузы.

7. Дмитрий Ливанов: "Вопросы качества приема в вузы были, есть и будут приоритетными" [Текст] // Ректор вуза. - 2015. - № 10.- С.18-21.

Итоги приёмной кампании-2015 подвёл на пресс-конференции министр образования и науки РФ Д. В. Ливанов. Ректор НИУ ВШЭ Я. Кузьминов прокомментировал результаты исследования качества приема в вузы, которое проводилось исследовательской группой НИУ ВШЭ.

8. Ижванов, Юрий.

Новая эра IT в вузах России [Текст] : [интервью] / Ю. Ижванов // Ректор вуза. - 2015. - № 11.- С.6-9.

О создании федеральной университетской компьютерной сети России RUNNet.

9. Карпенко, Елена.

Сверхзанятость учащейся молодёжи: причины и последствия [Текст] / Е. Карпенко // Ректор вуза. - 2015. - № 12.- С.22-23. - Библиогр.: с. 23 (5 назв.).

Всё большее число студентов стремится параллельно с учёбой в вузе реализовать себя в практической деятельности, но работа студента не должна превышать четырёх часов в день.

10. Климов, Александр Алексеевич.

Кто может учиться в Гарварде за счёт бюджета России [Текст] : [интервью] / А. А. Климов // Ректор вуза. - 2015. - № 12.- С.12-13.

Беседа с заместителем министра образования и науки РФ А. А. Климовым о программе "Глобальное образование" и о подготовке инженеров.

11. Климова, Ж. Н.

Стратегический анализ регионального рынка образовательных услуг (на примере Орловской области) [Текст] / Ж. Н. Климова, И. В. Ушакова // Управленческий учет. - 2016. - № 1.- С.46-53. - Библиогр.: с. 53 (9 назв.).

Рассмотрены основные глобальные тенденции, определяющие развитие рынка образовательных услуг, основные перемены структуры спроса, произошедшие на рынке образовательных услуг, проведен комплексный стратегический анализ рынка образовательных услуг.

12. Конкуренция возрастает [Текст] // Ректор вуза. - 2015. - № 10.- С.28-29.

В рейтинг лучших университетов стран БРИКС, представленный агентством Quacquarelli Symonds, вошли 53 вуза из России, а в топ-100 - 20 российских вузов.

13. Константиновский, Давид Львович.

Молодежь, рынок труда и экспансия высшего образования [Текст] / Д. Л. Константиновский, Е. С. Попова // Социологические исследования. - 2015. - № 11.- С.37-48. - Библиогр.: с. 47-48.

В статье представлены данные об устремлениях молодежи в отношении образования и труда, предпринята попытка прогноза вероятности их реализации. Выявлено, что молодежь предпочитает поступление в вузы другим вариантам образовательной траектории, это относится к детям из семей с различным социально-профессиональным статусом родителей.

14. Костина, Анна Владимировна.

Профессионально-общественная аккредитация вуза [Текст] / Костина Анна Владимировна // Ученый совет. - 2015. - № 9.- С.12-20. - Библиогр.: с. 20 (13 назв. ).

Необходимость проведения профессионально-общественной аккредитации вуза определяется востребованностью качественной подготовки специалиста, конкурентоспособного на рынке труда, отвечающего требованиям профессиональных стандартов, и, соответственно, необходимостью оценки качества подготовки такого специалиста представителями профессионального сообщества в рамках проведения профессионально-общественной аккредитации.

15. Меликян, А. В.

Статистический анализ системы высшего образования в Центральном федеральном округе [Текст] / А. В. Меликян // Вопросы статистики. - 2015. - № 10.- С.39-47. - Библиогр.: с. 46-47 (11 назв.).

В статье представлены результаты исследования, цель которого - на основе статистических данных мониторинга эффективности образовательных организаций высшего образования за 2014 г. дать оценку состояния системы высшего образования в Центральном федеральном округе (ЦФО).

16. Мониторинг системы образования: что нового? [Текст] // Советник в сфере образования. - 2015. - № 3.- С.6-10. - Библиогр. в подстроч. примеч.

О показателях мониторинга системы образования.

17. Неретина, Е. А.

Брендинговая деятельность зарубежных вузов [Текст] / Е. А. Неретина, Ю. В. Корокошко, И. В. Гвоздецкая // Маркетинг в России и за рубежом. - 2015. - № 6.- С.65-77. - Библиогр.: с. 76-77 (17 назв. ).

Современное состояние, институциональное обеспечение и особенности организации брендинговой деятельности вузов за рубежом на примере престижных образовательных учреждений США и Германии.

18. Об отзыве у вузов лицензий и государственной аккредитации [Текст] // Ученый совет. - 2016. - № 1.- С.11.

Лицензия на право ведения образовательной деятельности выдается вузу Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки и подтверждает его право на оказание услуг по реализации образовательных программ. В случае ее аннулирования вуз обязан прекратить образовательную деятельность. Наличие у вуза свидетельства о государственной аккредитации подтверждает соответствие деятельности высшего учебного заведения федеральным государственным образовательным стандартам. В случае приостановления или лишения действия государственной аккредитации вуз по-прежнему может вести образовательную деятельность и выдавать лицам, успешно прошедшим итоговую аттестацию, документы об образовании и (или) о квалификации, образцы которых самостоятельно устанавливаются образовательными организациями. При этом вуз не может выдавать дипломы установленного Министерством образования и науки РФ образца и гарантировать обучающимся отсрочку от службы в Вооруженных силах РФ по призыву.

19. Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры [Текст] : приказ [Министерства образования и науки РФ] от 14 октября 2015 г., № 1147 / Российская Федерация, Министерство образования и науки // Администратор образования. - 2015. - № 23.- С.24-61. - Прил.

20. Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры [Текст] : приказ [Министерства образования и науки РФ] от 29 июня 2015 г., № 636 / Российская Федерация, Министерство образования и науки // Администратор образования. - 2015. - № 17.- С.8-18. - Прил.

21. Объединение вузов: успешные практики[Текст] // Ректор вуза. - 2015. - № 11.- С.32-33.

В сентябре 2015 г. в Российском экономическом университете им. Г. В. Плеханова состоялся круглый стол ректоров вузов Москвы и Санкт-Петербурга, посвященный созданию многопрофильных университетов.

22. Подход к оценке конкурентоспособности высших учебных заведений [Текст] / М. Дж. Марданов [и др.] // Проблемы управления. - 2015. - № 6.- С.23-34. - Библиогр.: с. 34 (21 назв.).

Предложен метод для оценки конкурентоспособности высших учебных заведений с последующим их ранжированием, основанный на применении системы нечёткого логического вывода. Оценивание конкурентоспособности вуза включает в себя многокритериальные оценки маркетинговой среды и конкурентной позиции вуза на рынке образовательных услуг.

23. Пономарева, О. А.

Мониторинг эффективности вузов и его результаты в 2016 году [Текст] / О. А. Пономарева // Советник в сфере образования. - 2016. - № 1.- С.6-9. - Примеч. в подстроч. сносках.

О протоколе заседания Межведомственной комиссии по проведению мониторинга эффективности вузов, опубликованного на сайте Минобрнауки России..

24. Председатели федеральных учебно-методических объединений в системе высшего образования по укрупненным группам специальностей и направлений подготовки [Текст] // Безопасность в техносфере. - 2015. - № 4.- С.79-80.

В статье представлен список председателей федеральных учебно-методических объединений в системе высшего образования на основании Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации.

25. Смолин, Олег Николаевич.

Качество высшего образования: приглашение к дискуссии [Текст] / О. Смолин // Ректор вуза. - 2015. - № 10.- С.42-50. - Продолж. Начало: № 9.

По мнению автора, в основу современной отечественной политики в области высшего образования положен ложный тезис. Он состоит в том, что более крупные университеты гарантируют и более высокое качество обучения, а следовательно, вузы необходимо укрупнять, создавая большие учебные комплексы.

26. Смолин, Олег Николаевич.

Качество высшего образования: приглашение к дискуссии [Текст] / Олег Смолин // Ректор вуза. - 2015. - № 11.- С.46-49. - Продолж. Начало: №№ 9-10.

По мнению автора, современная образовательная политика идёт вразрез с лучшими отечественными образовательными традициями и одновременно тормозит развитие новейших технологий.

27. Смолин, Олег Николаевич.

Качество высшего образования: приглашение к дискуссии [Текст] / Олег Смолин // Ректор вуза. - 2015. - № 12.- С.30-37. - Окончание. Начало: №№ 9-11.

Автор определяет основные направления повышения качества высшего образования.

28. Типовое положение об учебно-методических объединениях в системе высшего образования [Текст] // Безопасность в техносфере. - 2015. - № 4.- С.77-78.

В статье представлены основные положения об учебно-методических объединениях в системе высшего образования.

29. Ткач, Виктор Иванович.

Инжиниринговая система учёта и управления брендом вуза [Текст] / В. И. Ткач, Д. В. Курсеев // Ректор вуза. - 2015. - № 11.- С.22-31. - Библиогр.: с. 31 (11 назв.).

Инжиниринговая система учёта и управления интеллектуальным капиталом университета позволяет определить реальный экономический результат деятельности вуза.

30. Ткаченко, Евгений Викторович.

Евгений Ткаченко: "Образование должно сохранить свою социальную функцию" [Текст] : [интервью] / [беседовала] Александра Авенберг // Ректор вуза. - 2015. - № 10.- С.70-73.

Интервью с Е. В. Ткаченко, который в 1985-1992 гг. был ректором Свердловского инженерно-педагогического института, а в 1992-1996 гг. - министром образования РФ.

31. Урсул, Аркадий Дмитриевич.

Образование в интересах устойчивого развития: первые результаты, проблемы и перспективы [Текст] / Урсул Аркадий Дмитриевич, Урсул Татьяна Альбертовна // Ученый совет. - 2015. - № 8.- С.35-52. - Окончание следует.

В статье показано, что в образовании будут происходить трансформации, которые тесно сопряжены с эволюционными изменениями всего цивилизационного процесса и взаимодействия общества и природы. Обсуждается проблема развертывания образования в интересах устойчивого развития (УР) в России. Рассмотрены официальные документы общемирового и российского уровня, необходимые для внедрения концепции УР в образовательную деятельность в стране. Сделан акцент на особенностях восприятия идеи УР и становления образования для УР в России, подготовки учебных и учебно-методических материалов в контексте УР в высшей школе. Особое значение придается проблеме расширения концепции устойчивого развития, в которой уже появился ряд "точек роста" и векторов развития, что важно учитывать в становлении ОУР, которое в силу этих обстоятельств также должно будет расширять свою сферу применения и совершенствоваться в ряде важных направлений.

32. Шевченко, Д. А.

Установление цен на платные образовательные услуги в вузе: маркетинговый подход [Текст] / Д. А. Шевченко, Л. Л. Калинина // Маркетинг в России и за рубежом. - 2015. - № 3.- С.30-38. - Библиогр.: с. 37-38 (6 назв. ).

Вопросы установления цен в вузах на платные образовательные услуги.

33. Экономические и организационные риски проекта "5–100" [Текст] // Ректор вуза. - 2015. - № 3.- С.8-9.

На заседании Совета Ассоциации "Глобальные университеты", которое состоялось в декабре 2014 г. в Высшей школе экономики, ректоры вузов, участвующих в проекте "5–100", обсудили свои действия в новой экономической ситуации.

 

Организация учебного и воспитательного процесса

 

34. EdCrunch: образование выходит на новый уровень [Текст] // Ректор вуза. - 2015. - № 11.- С.10-12.

В сентябре 2015 г. в НИТУ "МИСиС" прошла II международная конференция по образовательным технологиям EdCrunch. Главным событием конференции стал запуск Национальной платформы открытого образования, где представлены бесплатные онлайн-курсы от ведущих российских университетов.

35. Балог, Анжела Ивановна.

Студенческие объединения как форма развития социальной активности студентов [Текст] / Балог Анжела Ивановна // Ученый совет. - 2016. - № 1.- С.20-25. - Библиогр.: с. 25 (1 назв.).

Статья посвящена проблеме социальной активности студенческой молодежи. Затрагиваются вопросы возможностей развития социальной активности студентов через их участие в деятельности студенческих объединений, а также их ожидания, связанные с данной деятельностью.

36. Безгодов, Дмитрий Николаевич.

Ухтинский опыт реализации воспитательного потенциала высшей школы [Текст] / Д. Безгодов // Ректор вуза. - 2015. - № 10.- С.8-13. - Библиогр.: с. 13 (6 назв.).

Об организации воспитательной работы в региональном вузе на примере Ухтинского государственного технического университета.

37. Белоконев, Григорий Петрович.

Формализм исторического образования [Текст] / Григорий Белоконев // Ректор вуза. - 2015. - № 11.- С.50-59. - Библиогр.: с. 59 (8 назв.).

Автор считает, что в учебниках по истории России история зачастую излагается с позиций формальной логики, порождающей софистику..

38. Бугаевская, В. В.

Инновационные технологии в образовании землеустроителя. Преобразование аналогового планово-картографического материала в цифровой формат [Текст] / В. В. Бугаевская // Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. - 2015. - № 11.- С.65-71.

Представлена инновационная технология, применяемая в процессе обучения бакалавров и магистров землеустройства.

39. Волков, С. Н.

Светское образование и православные традиции воспитания в землеустроительном вузе России [Текст] / С. Н. Волков, С. Ф. Гребениченко, И. И. Широкорад // Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. - 2015. - № 5/6.- С.58-66. - Библиогр.: с. 66 (18 назв.).

Рассматриваются актуальные вопросы воспитания студентов в аграрно-инженерном вузе России. Особый упор сделан на взаимоотношении высшего образования с другими формами культуры- моралью, религией, политикой.

40. Воспитание в высшей школе: цели, условия, проблемы, решения [Текст] // Ректор вуза. - 2015. - № 10.- С.4-7.

На круглом столе, прошедшем в июле 2015 г. на философском факультете МГУ им. М. В. Ломоносова, обсуждались современные цели и задачи воспитания в высшей школе.

41. Глава Рособрнадзора призвал ведущие вузы РФ перейти к реальным шагам по внедрению независимой оценки знаний студентов [Текст] // Ученый совет. - 2016. - № 1.- С.12-13.

ноября 2015 года в НИУ "Высшая школа экономики" состоялось расширенное заседание Комиссии Ассоциации ведущих вузов в области экономики и менеджмента (АВВЭМ) по независимой оценке качества образовательных программ "Оценка качества высшего образования". В мероприятии приняли участие руководители Министерства образования и науки РФ, Рособрнадзора и представители профессиональных ассоциаций. Обсуждалось создание системы независимой оценки образовательных результатов выпускников программ высшего образования по экономике и управлению и другим направлениям. Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Сергей Кравцов считает необходимым перейти к широкомасштабному внедрению независимой оценки знаний обучающихся.

42. Дейнега, В. И.

Безопасность студентов на практиках, при лабораторных и хозяйственных работах [Текст] / В. И. Дейнега // Библиотека инженера по охране труда. - 2016. - № 1.- С.62-74.

Настоящий стандарт определяет условия и требования по обеспечению безопасности студентов при прохождении учебной и производственной практики, проведении лабораторных работ и привлечении их к хозяйственным работам.

43. Денисова-Шмидт, Елена Викторовна.

Категория "необучаемых" студентов как социальный феномен университетов [Текст] : (на примере дальневосточных вузов) / Е. В. Денисова-Шмидт, Э. О. Леонтьева // Социологические исследования. - 2015. - № 9.- С.86-93. - Библиогр.: с. 93.

Рассматривается неблагоприятный отбор в российские университеты как институциональная ловушка. На примере дальневосточных вузов показывается, что современные российские университеты в большей степени заинтересованы в студентах, чем студенты в университетах. Это приводит к тому, что контингент с низким уровнем требований к качеству образования является более важным и более выгодным для университета, чем студенты, которые требовательны к нему. Поэтому, несмотря на формально декларируемые стратегии повышения качества образования, в действительности университет формирует внутреннюю среду, комфортную для "необучаемых". Авторы проводят экспликацию понятия "необучаемость", рассматривают его критерии, а также каналы рекрутинга "необучаемых" в массовых вузах.

44. Диков, Андрей Валентинович.

Влияние информационных технологий на интеллектуальное развитие [Текст] / Диков Андрей Валентинович // Ученый совет. - 2015. - № 10.- С.30-35. - Библиогр.: с. 35 (3 назв. ).

В статье показано, что развитие информационных технологий существенно изменяет среду обитания человека и способы передачи в ней. Осознавая отдельные отрицательные свойства, которые формируются у обучающихся в процессе образования посредством ИКТ, развитие коммуникационной среды есть объективная реальность. Для достижения целей обучения необходимо эффективно использовать информационные ресурсы, в том числе и их творчески-содержательный потенциал.

45. Емельянов, Сергей Геннадьевич.

Юго-Западный государственный университет - соответствие международным стандартам [Текст] / С. Г. Емельянов // Образование: цели и перспективы. - 2015. - № 36. - С. 108-111.

О научных разработках, структуре ЮЗГУ, задачах и планах на будущее рассказал Сергей Геннадьевич Емельянов.

46. Емельянов, Сергей Геннадьевич.

Юго-Западный государственный университет [Текст] / С. Г. Емельянов // Образование: цели и перспективы. - 2015. - № 36. - С. 106-107.

Об истории и развитии ЮЗГУ рассказал ректор вуза Сергей Геннадьевич Емельянов.

47. Исследование готовности вузов и научных организаций России к технологической поддержке предприятий реального сектора экономики [Текст] / А. С. Сигов [и др.] // Технология машиностроения. - 2015. - № 9.- С.62-68. - Библиогр.: с. 68 (5 назв. ).

Излагается опыт обследования вузов и научных организаций с целью выявления организаций, ведущих наиболее активную инновационную деятельность. Схема сбора информации, критерии отбора и форма представления сведений об отобранных организациях, оптимизированы для решения задачи поддержки процесса образования долгосрочных форм сотрудничества научных и промышленных организаций.

48. Кокшаров, Виктор Анатольевич.

Программа "5–100" как мощный импульс к развитию [Текст] / Виктор Кокшаров // Ректор вуза. - 2015. - № 5.- С.4-7.

Ректор Уральского федерального университета Виктор Кокшаров на пресс-конференции в Москве подвёл итоги первого года реализации проекта "5–100" и обозначил основные векторы дальнейшего развития университета.

49. Костишко, Борис Михайлович.

Равнение на классику [Текст] : [интервью] / Б. М. Костишко // Ректор вуза. - 2015. - № 12.- С.10-11.

Беседа с ректором Ульяновского государственного университета Б. М. Костишко о традициях классического образования и о подготовке специалистов в УлГУ.

50. Кутепова, Н.

Вузовский преподаватель в средней школе: как донести до учащихся темы безработицы и инфляции [Текст] / Н. Кутепова // Российский экономический журнал. - 2015. - № 6.- С.107-114.

В статье представлены разработки темы безработицы для преподавателей высших учебных заведений.

51. Лапидус, Л.

Методологические основы оценки эффективности корпоративного обучения [Текст] / Л. Лапидус, В. Казаков // Экономист. - 2016. - № 1.- С.92-96.

В статье речь идет об образовании на протяжении всей жизни, корпоративном экономическом обучении и оценке его эффективности.

52. Мандель, Борис Рувимович.

…Те рыцари в зале большом впервые воссели за круглым столом [Текст] / Б. Р. Мандель // Ректор вуза. - 2015. - № 10.- С.60-67.

Рассматривается вопрос о целях и способах проведения круглого стола как одного из видов научной и методической работы в высших учебных заведениях.

53. Масляев, А. В.

Анализ федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования по направлению подготовки "Строительство" [Текст] / А. В. Масляев // Жилищное строительство. - 2015. - № 12.- С.21-25. - Библиогр. в конце ст. (5 назв.).

Рассмотрена проблема защиты населенных пунктов, жизни и здоровья граждан в зданиях при воздействиях опасных природных явлений с точки зрения содержания двух федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования по направлению подготовки "Строительство".

54. Пименов, В. В.

Совершенствование форм самостоятельной работы студентов на факультете землеустройства государственного университета по землеустройству [Текст] / В. В. Пименов, Н. М. Матасова, Е. П. Ананичева // Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. - 2015. - № 11.- С.72-74.

Рассматриваются вопросы образования на факультете землеустройства.

55. Поповский, Виктор.

Маркерная доска XXI века [Текст] : [интервью] / В. Поповский // Ректор вуза. - 2015. - № 11.- С.18.

Представители SMART Technologies презентовали новинку - инновационное устройство SMART kapp iQ, маркерную доску XXI века.

56. Сагадеев, Е. В.

Особенности и задачи преподавания дисциплины "Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности" в строительных вузах [Текст] / Е. В. Сагадеев, В. Ф. Строганов // Безопасность в техносфере. - 2015. - № 4.- С.51-55. - Библиогр.: с. 54-55 (18 назв. ).

Обсуждаются особенности и задачи медико-биологической подготовки бакалавров в строительных вузах по направлению подготовки "Техносферная безопасность", профилю "Инженерная защита окружающей среды".

57. Сафонов, Александр.

Онлайн-обучение: как мотивировать преподавателя [Текст] / А. Сафонов // Ректор вуза. - 2015. - № 11.- С.14-16.

Обзор мнений отечественных и зарубежных практиков дистанционного образования о проблеме мотивации преподавателей для создания и внедрения онлайн-курсов.

58. Сафонов, Александр.

Тропой выпускника: обязаловка или уверенность в завтрашнем дне? [Текст] / А. Сафонов // Ректор вуза. - 2015. - № 10.- С.32-37.

О плюсах и минусах обязательного государственного распределения выпускников-бюджетников на работу по специальности. Приводятся мнения экспертов.

59. Симакова, Е. Н.

О преемственности программ дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" для среднего профессионального и высшего образования [Текст] / Е. Н. Симакова // Безопасность в техносфере. - 2015. - № 3.- С.57-62. - Библиогр.: с. 62 (6 назв. ).

Рассмотрены вопросы преемственности дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" на уровнях среднего профессионального и высшего образования. Выявлены основные приоритеты содержания дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" в области среднего профессионального образования, связанные с изучением вопросов гражданской обороны и основ военной службы. Определено несоответствие между названием дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" и ее содержанием в области среднего профессионального образования. Рассмотрены варианты введения в образовательные программы альтернативных дисциплин, изучающих вопросы обеспечения безопасности человека на производстве и окружающей среде.

60. Ситников, Алексей Юрьевич.

Алексей Ситников: "Проект "Сколтех" удался и успешно развивается" [Текст] : [интервью] / А. Ю. Ситников // Ректор вуза. - 2015. - № 11.- С.20-21.

О достижениях Сколковского института науки и технологий в интервью журналу рассказывает вице-президент по развитию Сколтеха А. Ю. Ситников.

61. Твердов, А. А.

Проблемы, задачи и перспективы развития горного образования в России [Текст] / А. А. Твердов, И. А. Иванов // Горный журнал. - 2015. - № 12.- С.80-82. - Библиогр.: с. 82 (12 назв.).

Отмечая дефицит инженерно-технических и научно-преподавательских кадров в горнодобывающей отрасли России, авторы представляют анализ современной подготовки горных инженеров в профильных вузах с оценкой основных проблем и причин, обусловливающих этот дефицит.

62. Тимофеева, С. С.

Тренинговые технологии в обучении студентов направления "Техносферная безопасность" [Текст] / С. С. Тимофеева // Безопасность в техносфере. - 2015. - № 3.- С.63-67. - Библиогр.: с. 67 (7 назв. ).

В статье рассмотрена используемая в Иркутском государственном техническом университете методика обучения студентов по профилю "Безопасность технологических процессов и производств" в рамках направления подготовки "Техносферная безопасность". Методика основана на применении активных методов обучения путем организации соревнований по лайфрестлингу и разработанного учебно-методического комплекса.

63. Тропская, Светлана Сергеевна.

О некоторых вопросах преподавания финансового права в высшем учебном заведении [Текст] / С. С. Тропская // Юрист. - 2015. - № 12.- С.33-36.

Рассматриваются проблемы, с которыми приходится сталкиваться в настоящее время преподавателю финансового права, а именно: двойственный характер финансового права, изменение содержания категориального аппарата в науке финансового права, постоянное обновление финансового законодательства, построение курса финансового права. Характеризуются основные методы познания и преподавания финансового права. В итоге предлагается обращаться к современным учебникам и монографиям по экономике (финансам), зарубежному опыту, постоянно отслеживать изменения в финансовом законодательстве, анализировать текущую судебную практику, стремиться к понятному и логичному построению курса лекций по финансовому праву с учетом трансформации системы финансового права, применять в ходе аудиторных занятий широкий спектр методов исследования и преподавания.

64. Четверикова, Ольга.

Ольга Четверикова: "Россия должна выходить из Болонской системы" [Текст] : [интервью] / [беседовала] Елена Сердечнова // Ректор вуза. - 2015. - № 12.- С.18-21.

Доцент МГИМО Ольга Четверикова рассказала о том, почему правительство сопротивляется введению единых учебников и кто стоит за бесконечными реформами в образовании.

65. Шумов, Ю. Н.

Особенности подготовки бакалавров по профилю "Электромеханика" направления "Электроэнергетика и электротехника" при очной и заочной формах обучения [Текст] / Шумов Ю. Н. // Электричество. - 2015. - № 3.- С.61-63. - Библиогр.: с. 63 (5 назв. ).

66. Южакова, Н. А.

Использование современных информационных технологий в педагогическом процессе в образовательных организациях высшего образования системы МЧС России [Текст] / Н. А. Южакова // Безопасность жизнедеятельности. - 2016. - № 1.- С.60-64. - Библиогр.: с. 63 (8 назв.).

Выявлены особенности применения современных информационных технологий в процессе профессиональной подготовки специалистов в области защиты населения и территорий от вызовов и угроз современного мира. Приведены наиболее распространенные методы и формы обучения с применением компьютерных технологий в высших учебных заведениях МЧС России. Отражено широкое распространение информационных технологий в различных проявлениях. Раскрыта значимость и эффективность использования современных информационных технологий при формировании личностных и профессиональных качеств будущего специалиста МЧС России. Обусловлена необходимость информатизации профессиональной подготовки курсантов и специалистов МЧС России. Сделаны выводы о том, что информатизация образования энергично способствует более глубокому и полному усвоению учебного материала. Выявлены актуальные проблемы и вынесены предложения о необходимости создания возможности и условий для более активного применения в образовательном процессе компьютерных технологий курсантами и слушателями, оптимизации учебного процесса посредством информационных и компьютерных технологий.

67. Юридическое образование ожидают системные изменения [Текст] // Ректор вуза. - 2015. - № 12.- С.14.

О первом общероссийском форуме "Юридическое образование: механизмы управления в условиях интеграционных процессов".

 

Интеграция образования, науки и производства

 

68. Волков, Андрей Анатольевич.

НИУ МГСУ - университет созидания [Текст] : [интервью] / А. А. Волков // Ректор вуза. - 2015. - № 12.- С.6-9.

Беседа с ректором НИУ МГСУ об актуальных задачах, проблемах и перспективах отраслевой науки и образования.

69. Золотина, Ольга.

Профессиональная ориентация в системе высшего образования [Текст] / Ольга Золотина // Ректор вуза. - 2015. - № 12.- С.26-29. - Библиогр.: с. 29 (12 назв.).

О необходимости регламентации профориентационной работы в системе высшего образования и координации деятельности по содействию занятости.

70. Ковалёв, Владимир Анатольевич.

В связке с производством [Текст] / В. А. Ковалёв // Ректор вуза. - 2015. - № 11.- С.34-35.

О Кузбасском государственном техническом университете, выпускающем специалистов для угольной промышленности.

71. Носырев, Илья.

Сколтех - не для тех? [Текст] / И. Носырев // Ректор вуза. - 2015. - № 10.- С.38-40.

О целях и задачах Сколковского института науки и технологий и о проблеме востребованности в России его выпускников.

72. Партнёрство вузов и работодателей: опыт регионов [Текст] // Ректор вуза. - 2015. - № 10.- С.22-23.

Видеомост "Образовательные кластеры РФ: лучшие региональные практики" прошёл в РИА Новости. Эксперты заявили о необходимости сокращать разрыв между вузами и предприятиями.

73. Проект, который работает [Текст] : [материал Пресс-службы Союзмаша России] // Администратор образования. - 2015. - № 23.- С.3-5.

Подведены итоги прошедшего форума, посвященного вопросам привлечения молодых специалистов в машиностроительную отрасль.

74. Рудской, А. И.

Инноватика: вопросы теории и кадрового обеспечения инновационной деятельности [Текст] / А. И. Рудской, И. Л. Туккель // Инновации. - 2015. - № 11.- С.3-11. - Библиогр.: с. 11 (40 назв.).

Статья посвящена инноватике, которая рассматривается в двух аспектах: как область знаний и как направление высшего образования, получившее такое наименование. Проведена проблематизация области исследований и разработок, учитывающая неоднородность внешней среды, в которой протекает инновационный процесс, его внутреннюю многомерность. Проблематизация области исследований и разработок проведена с учетом истории становления, отличительных особенностей и задач развития этого образовательного направления, а также ожиданий работодателей, формализованных в рамке квалификаций и компетенций специалиста по управлению инновациями.

75. Сафонов, Александр.

Охота за умными головами [Текст] / Александр Сафонов // Университетская книга. - 2016. - № 1/2.- С.57-59.

О подборе персонала в ведущих вузах.

76. Яндовский, Александр Николаевич.

Александр Яндовский: "Выпускник нашего института - это лицо гостеприимства России" [Текст] : [интервью] / А. Н. Яндовский // Ректор вуза. - 2015. - № 10.- С.30-31.

О подготовке кадров для туристистской отрасли в интервью журналу рассказал ректор Московского государственного института индустрии туризма имени Ю. А. Cенкевича А. Н. Яндовский.

Главное меню

Задать
вопрос