1. SKIP_MENU
  2. SKIP_CONTENT
  3. SKIP_FOOTER

Актуальные проблемы высшего образования

Актуальные проблемы высшего образования [Текст]: библиогр. список / Юго-Запад. гос. ун-т, научная библиотека; сост. А. А. Сергеева. – Курск: ЮЗГУ, 2018. – 28 C.

 

Библиографический список содержит сведения о статьях из периодических изданий по проблемам высшего образования, опубликованных с ноября 2017 по апрель 2018 года. Все источники публикаций имеются в фонде научной библиотеки ЮЗГУ.

 

Содержание

 

Общие вопросы высшего образования

Организация учебного и воспитательного процесса

Интеграция образования, науки и производства

 

Общие вопросы высшего образования

1.

Боровков, А. И.

Технологии проектирования, технологии производства, технологии мышления [Текст] : [интервью] / А. И. Боровков // Инновации. - 2017. - № 11. - С. 6-14.

Интервью с А. И. Боровковым - профессором, проректором по перспективным проектам Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого, научным руководителем Института передовых производственных технологий.

2.

Бурцева, К. Ю.

Применение концепции стейкхолдеров при обосновании объектов и субъектов контроля деятельности университета [Текст] / К. Ю. Бурцева // Аудит и финансовый анализ. - 2017. - № 3/4. - С. 42-47. - Библиогр.: с. 47 (10 назв.).

Выделены основные стейкхолдеры университета в качестве субъектов контроля его деятельности, что позволило определить объекты контроля и сформулировать ответственность университетов перед каждой группой заинтересованных лиц. Субъекты контроля разделены на уровни значимости, к первому отнесены стейкхолдеры, имеющие большее влияние и важность в деятельности университета: Министерство образования и науки РФ, обучающиеся и работодатели. Субъекты контроля второго уровня значимости представлены вузами-конкурентами, школами, профессорско-преподавательским составом и сотрудниками, а также обществом в целом.

3.

Галямина, И. Г.

Сравнение государственных образовательных стандартов различных поколений и проект актуализированного образовательного стандарта направления "Природообустройство и водопользование" (бакалавриат) [Текст] / И. Г. Галямина // Безопасность в техносфере. - 2017. - № 3. - С. 67-79.

Показаны структура, содержание, достоинства и недостатки образовательных стандартов каждого поколения. Дано объяснение необходимости последовательной модернизации федерального образовательного стандарта третьего поколения и утверждения актуализированных стандартов совместно с примерными основными образовательными программами как единого комплекта документов. Объяснено отсутствие в проектах актуализированных стандартов профессиональных компетенций. Представлен проект актуализированного федерального государственного образовательного стандарта по направлению 20.03.02.

 

Гитман, Е. К.

Оценка открытости образовательной системы вуза на основе синергетического подхода [Текст] / Е. К. Гитман, А. Н. Данилов, И. Д. Столбова // Известия вузов. Технология текстильной промышленности. - 2017. - № 2 (368). - С. 321-327. - Библиогр.: с. 326-327 (9 назв. ).

Рассматривается открытая образовательная система вуза, позволяющая взаимодействовать с бизнес-сообществом путем более тесного участия основных работодателей в проектировании и реализации образовательных программ, а также индивидуализации обучения. Предлагается оценка степени открытости образовательной системы вуза, позволяющая более обоснованно осуществлять планирование учебного процесса подготовки студентов с учетом имеющихся ресурсов вуза.

5.

Девисилов, В. А.

Решение VI Всероссийского совещания заведующих кафедрами [Текст] / В. А. Девисилов // Безопасность в техносфере. - 2017. - № 5. - С. 77-80.

С 10 по 12 октября 2017 года в Геленджике прошло VI Всероссийское совещание заведующих кафедрами по вопросам образования в области техносферной безопасности, безопасности жизнедеятельности, защиты окружающей среды и природообустройства. Были представлены вузы из всех регионов страны. Совещание было посвящено актуальным вопросам учебно-методического обеспечения в рамках подготовки кадров высшей квалификации.

6.

Ендовицкий, Д.А.

Влияние личности вузовского лидера на эффективность деятельности университета [Электронный ресурс] / Д. А. Ендовицкий, Ю. А. Бубнов, К. М. Гайдар // Высшее образование в России. - 2017. - № 11. – С. 79-88. - Режим доступа: https://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=480372&page_id=79

Рассматривается вопрос о лидерском потенциале руководителя университета как о фундаментальном ресурсе для эффективного и стабильного движения вуза вперёд. Сформулированы предложения по совершенствованию механизма согласования кандидатур на должность ректора, проходящих собеседование и экспертизу в Минобрнауки РФ.

7.

Зборовский, Г. Е.

Существует ли система высшего образования в России? [Текст] / Г. Е. Зборовский, П. А. Амбарова, Е. А. Шуклина // Социологические исследования. - 2017. - № 11. - С. 76-86. - Библиогр.: с. 85-86.

Рассматривается проблема перехода от механистической к органической системе высшего образования. Показаны различия между двумя типами систем высшей школы. Обоснована необходимость создания целостной системы высшего образования в макрорегионе (федеральном округе) как точки роста высшего образования в России. Объект исследования – сфера высшего образования в России и Уральском макрорегионе (УрФО). Предмет – разрывы и взаимосвязи между элементами системы высшего образования.

8.

Иващенко, Н. П.

Применение подхода shared governance в российских университетах: постановка проблемы и направления совершенствования [Текст] / Н. П. Иващенко, О. В. Тимофеева, А. А. Энговатова // Инновации. - 2017. - № 9. - С. 105-111. - Библиогр.: с. 111 (20 назв.).

Рассмотрена система принятия решений в структуре управления предпринимательским университетом, реализованная на основе подхода shared governance. Подход shared governance позволяет сохранить академический характер высшего учебного заведения при переходе к модели конкурентного управления университетами, сопровождаемого профессионализацией управленческого персонала. На основе анализа зарубежного и отечественного опыта развития института предпринимательских университетов сформулированы рекомендации по внедрению подхода shared governance в российских университетах.

9.

Информация для руководителей организаций, осуществляющих прием на обучение по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры [Текст] : информация Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки РФ от 4 сентября 2017 г. // Администратор образования. - 2017. - № 19. - С. 60-62.

10.

Казин, Ф.

Инновационная экономика и технологическое предпринимательство войдут в программы вузов РФ [Текст] : [беседа с руководителем проекта, деканом факультета технологического менеджмента и инноваций Университета ИТМО] / Ф. Казин // Инновации. - 2017. - № 7. - С. 16-18.

В июне 2017 г. в Санкт-Петербурге на базе Университета ИТМО была организована программа повышения квалификации для преподавателей экономики российских вузов по теме "Инновационная экономика и технологическое предпринимательство". Полученные знания должны лечь в основу аналогичных курсов, преподаваемых во многих вузах страны. Основная задача этого проекта - развитие предпринимательских компетенций у студентов технических и естественнонаучных направлений подготовки в российских вузах.

11.

Карпов, А. О.

Университет 3.0 - социальные миссии и реальность [Текст] / А. О. Карпов // Социологические исследования. - 2017. - № 9. - С. 114-124. - Библиогр.: с. 122-123.

О проблеме становления нового типа высшего учебного заведения университета 3. 0, и его основных социальных миссиях, в числе которых образование, научные исследования, социально-экономическое развитие. Раскрыто социальное содержание моделей сетевого, креативного, инновационного и предпринимательского университета, которые лежат в основе NCI&E-модели университета 3. 0, предложенной автором. Определены основные компоненты в стратегии перехода к модели университета 3.0.

12.

Костюкова, Т. П.

Система оценки рисков на основе классификации рискообразующих факторов [Текст] / Т. П. Костюкова, И. А. Лысенко, В. С. Саубанов // Аудит и финансовый анализ. - 2017. - № 3/4. - С. 593-597. - Библиогр.: с. 596-597 (7 назв.).

Обоснована актуальность риск-менеджмента для образовательного учреждения (ОУ). Отмечены проблемы внедрения риск-ориентированного подхода при создании систем управления ОУ. Представлена классификация факторов внешней и внутренней среды вуза, оказывающих влияние на деятельность ОУ. Изложен механизм процесса управления в условиях взаимного влияния рисковых ситуаций: где учтены особенности и специфика вуза.

13.

Кузнецов, А.Ю.

Факторы развития и трансформации академической мобильности [Электронный ресурс] / А. Ю. Кузнецов, Е. В. Вершинина // Высшее образование в России. - 2017. - № 10. – С. 144-148. - Режим доступа: https://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=480370&page_id=144

Рассматриваются зарубежные исследования в области академической мобильности и современные тенденции в международном образовании. Статья актуальна в связи с утверждением в России 2017 г. приоритетного проекта по развитию экспортного потенциала российской системы образования.

14.

Мессинева, Е. М.

Проблемы перехода на ФГОС 3++ с учетом требований профессиональных стандартов для укрупненной группы направлений "Техносферная безопасность" [Текст] / Е. М. Мессинева, А. Г. Фетисов // Безопасность жизнедеятельности. - 2018. - № 2. - С. 59-64. - Библиогр.: с. 63-64 (7 назв.).

Описаны основные изменения, вносимые в федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования, в связи с разработкой профессиональных стандартов и проблемы, связанные с их введением. Проанализированы требования к профессиональному уровню выпускников направления "Техносферная безопасность" в соответствии с профессиональными стандартами.

15.

Минько, В. М.

О роли университетов и науки в обеспечении безопасности в России [Текст] / В. М. Минько, О. Н. Русак // Безопасность жизнедеятельности. - 2017. - № 8. - С. 3-8. - Библиогр.: с. 8 (10 назв.).

Приведены изменения в организации преподавания безопасности жизнедеятельности в университетах страны. Рассмотрены вопросы научного обеспечения безопасности труда. Недостатки в этой области приводят к снижению качества нормативных правовых актов, принимаемых по охране труда и промышленной безопасности.

16.

Михайленко, Т. Д.

Подготовка научной статьи для периодического издания в условиях современной научной парадигмы [Текст] / Т. Д. Михайленко // Вестник Российской таможенной академии. - 2017. - № 3. - С. 113-120. - Библиогр.: с. 120 (9 назв.).

Рассматривается научно-издательская деятельность как одно из основных направлений научной работы. Анализируются причины, обусловившие рост значения публикаций при оценке результатов деятельности образовательных (научных) организаций и отдельных ученых.

17.

Мотова, Г. Н.

Эволюция системы аккредитации в сфере высшего образования России [Электронный ресурс] / Г. Н. Мотова // Высшее образование в России. - 2017. - № 10. – С. 13-25. - Режим доступа: https://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=480370&page_id=13

Рассматриваются основные подходы к оценке качества образования. На основе анализа практики становления государственной и независимой систем аккредитации обсуждаются возможности и перспективы дальнейшего развития системы гарантии качества.

18.

О новом Порядкеорганизации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам бакалавриата, специалитета и магистратуры [Текст] // Администратор образования. - 2017. - № 18. - С. 73-78.

Рассмотрены основные положения нового Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам бакалавриата, специалитета и магистратуры.

19.

Павлова, И. А.

Институциональные модели университета в социально-экономических системах [Текст]. Ч. 2 / И. А. Павлова, Е. А. Монастырный // Инновации. - 2017. - № 7. - С. 34-41. - Библиогр.: с. 40-41 (31 назв.).

Предложена комплексная институциональная модель для исследования многоаспектной деятельности университета в инновационных системах. Выделены функции инновационной среды и институтов в инновационной системе. Сформулированы комплексы индикаторов для характеристики процессов в региональных инновационных системах и процессов самого университета.

20.

Положение о применении технологий развивающего обучения на основе активных и интерактивных форм проведения занятий по программам среднего профессионального образования в Ухтинском государственном техническом университете [Текст] // Администратор образования. - 2017. - № 19. - С. 65-68.

Представлено Положение, определяющее организационные формы и механизмы применения технологий развивающего обучения на основе активных и интерактивных форм проведения занятий.

21.

Поляков, Д. В.

Профессиональная бюрократия в университетах: механизмы проведения изменений [Текст] / Поляков Д. В., Кравченко Е. В. // Менеджмент в России и за рубежом. - 2017. - № 6. - С. 42-47. - Библиогр.: с. 47 (5 назв.).

Рассмотрена трансформация системы управления университетом. Проведен анализ профессиональной бюрократии, выявлены ее основные проблемы в контексте проведения изменений.

22.

[О формировании межведомственной сети ресурсных учебно-методических центров по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ в вузах] [Текст] : [письмо Министерства образования и науки РФ] от 08. 08. 2017 г., № ЛО-1579/05 // Администратор образования. - 2017. - № 18. - С. 51-55. - 2 прил.

23.

О вводе в эксплуатацию сегмента высшего образования единой федеральной межведомственной системы учета контингента обучающихся по основным образовательным программам и дополнительным общеобразовательным программам и обеспечении его функционирования [Текст] : приказ Министерства образования и науки РФ] от 6 сентября 2017 г., № 874 // Администратор образования. - 2017. - № 21. - С. 58-59.

24.

О внесении изменений в Порядок приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденных приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 октября 2015 г., № 1147 [Текст] : приказ Министерства образования и науки РФ от 31 июля 2017 г., № 715 // Администратор образования. - 2017. - № 18. - С. 56-58. - Прил.

25.

О заполнении документов о высшем образовании и о квалификации [Текст] : письмо Министерства образования и науки РФ] от 19. 06. 2017 г., № ЛО-1358/05 // Администратор образования. - 2017. - № 14. - С. 51-52.

26.

О привлечении студенческих отрядов [Текст] : письмо Министерства образования и науки РФ от 20. 10. 2017 г., № ПЗ-1486/09 // Администратор образования. - 2017. - № 23. - С. 45.

27.

Об изменениях нормативного правового регулирования приема на обучение по программам бакалавриата, программам специалитета и на подготовительные отделения [Текст] : письмо Министерства образования и науки РФ от 01. 06. 2017 г., № ЛО-1164/05 // Администратор образования. - 2017. - № 13. - С. 42-44.

28.

Об олимпиаде студентов "Я - профессионал" [Текст] : письмо Министерства образования и науки РФ от 28. 09. 2017 г., № ЛО-1938/05 // Администратор образования. - 2017. - № 22. - С. 39-40.

29.

Об утверждении Порядка перевода обучающихся в другую организацию, осуществляющую образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального и (или) высшего образования [Текст] : приказ Министерства образования и науки РФ от 10 февраля 2017 г., № 124 // Администратор образования. - 2017. - № 14. - С. 43-51. - Прил.

30.

Об утверждении Правил предоставления грантов в форме субсидий из федерального бюджета федеральным государственным образовательным организациям высшего образования [Текст] : постановление Правительства РФ от 18 июня 2017 г., № 723 // Администратор образования. - 2017. - № 14. - С. 39-42. - Прил.

31.

Сазонов, Б.А.

Классификация профессиональных образовательных программ в Российской Федерации: проблемы и возможные решения [Электронный ресурс] / Б. А. Сазонов // Высшее образование в России. - 2017. - № 11. – С. 20-30. - Режим доступа: https://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=480372&page_id=20

О необходимости разработки для российского образования новой системы классификации профессиональных образовательных программ. Разрабатываемая система классификации должна стать общей для всех типов профессиональных образовательных программ, включая программы профессионального обучения и дополнительные профессиональные программы.

32.

Семенова, Ю.В.

Практики использования результатов национальных рейтингов университетов российскими вузами [Электронный ресурс] / Ю. В. Семенова // Высшее образование в России. - 2017. - № 10. – С. 156-159. - Режим доступа: https://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=480370&page_id=156

Выявлена практика трансляции результатов рейтингов потенциальным стейкхолдерам. Описано использование университетами результатов рейтингов в качестве данных для аналитики, бенчмаркинга и индикативного планирования. Выделен ряд практик использования рейтингов при разработке стратегий развития университетов и спектр должностей, ответственных за работу с рейтингами.

33.

Современный университет: от модели к российской действительности [Электронный ресурс] / А.В. Щепилова [и др.] // Высшее образование в России. - 2017. - № 12. – С. 92-101. - Режим доступа: https://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=480373&page_id=92

Раскрываются ключевые смыслы современной российской системы высшего образования как результата интеграции в глобальное образовательное пространство. На основе анализа функционирования ряда американских и европейских вузов определяется универсальная модель успешного современного университета. В контексте выявленной модели анализируются проблемы и потенциал российского университета.

34.

Соловова, Е. Н.

Компетенции преподавателя иностранного языка и инструменты их оценки [Текст] / Е. Н. Соловова, С. В. Боголепова // Иностранные языки в высшей школе. - 2017. - № 4. - С. 75-85. - Библиогр.: с. 83-84 (17 назв.). - Библиогр. в сносках.

Выявлены профессиональные составляющие деятельности вузовского преподавателя иностранного языка. Проанализированы международные компетентностные матрицы и современные исследования по вопросу оценки деятельности педагога.

35.

Стронгин, Р. Г.

Управление вузом в новых условиях [Электронный ресурс] / Р. Г. Стронгин // Высшее образование в России. - 2017. - № 10. – С. 5-12. – Режим доступа: https://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=480370&page_id=5

О развитии новых подходов к управлению вузом и необходимости преобразования структуры университетов.

36.

Теличенко, В. И.

Высшее строительное образование. XXI век [Текст] / В. И. Теличенко // Промышленное и гражданское строительство. - 2017. - № 7. - С. 15-21. - Библиогр.: с. 21.

Проводится анализ состояния высшего образования России за прошедшие 25 лет - годы реформ и преобразований. Рассматриваются две модели развития высшей школы в эти годы.

37.

Шагеева, Ф. Т.

Педагогическое мастерство преподавателя инженерного вуза: пути совершенствования [Электронный ресурс] / Ф. Т. Шагеева // Высшее образование в России. - 2017. - № 10. – С. 88-93. - Режим доступа: https://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=480370&page_id=88

Рассмотрена сущность и структура педагогического мастерства, пути его совершенствования. Предложена программа повышения квалификации как один из вариантов его развития, состоящая из нескольких модулей, рассмотрено их содержание и особенности реализации в инженерном вузе.

38.

Шереги, Ф. Э.

Труд преподавателя вуза: творчество или "выживание"? [Текст] / Ф. Э. Шереги, А. В. Кириллов // Социологические исследования. - 2017. - № 11. - С. 87-98. - Библиогр.: с. 97-98.

Рассматриваются социально-экономические показатели успешности выпуска специалистов и отмечается, что на данный момент вузы не способствуют воспроизводству прогрессивной социально-профессиональной структуры. Отмечается низкий престиж профессии преподавателя за счет низкой оплаты труда и большой бюрократической работы. Даются рекомендации для успешного развития вузов.

 

 

Организация учебного и воспитательного процесса

 

39.

Алоян, Р. М.

Особенности формирования социальной устойчивости студентов технических направлений подготовки [Текст] / Р. М. Алоян, С. Д. Резник, М. В. Черниковая // Известия вузов. Технология текстильной промышленности. - 2017. - № 4 (370). - С. 293-297. - Библиогр.: с. 297 (8 назв. ).

Представлены результаты исследования особенностей формирования социальной устойчивости студентов технических направлений подготовки, включающих направления, осваивающие технологии текстильной промышленности. Предложены современные образовательные технологии повышения социальной устойчивости студентов.

40.

Бедный, Б. И.

Российская аспирантура в образовательном поле: междисциплинарный дискурс [Текст] / Б. И. Бедный, Н. В. Рыбаков, М. Б. Сапунов // Социологические исследования. - 2017. - № 9. - С. 125-134. - Библиогр.: с. 132-133.

С позиции социологии и педагогики высшей школы рассматриваются суждения исследователей высшего образования по поводу новой модели подготовки аспирантов и институционального развития аспирантуры. Анализируются причины сравнительно низкой эффективности института аспирантуры в отношении реализации его основной функции – воспроизводство кадрового потенциала науки и высшей школы, обсуждаются возможные меры, направленные на повышение эффективности аспирантских программ.

41.

Вопросы интеграции онлайн-курсов в систему высшего образования (на примере дисциплины "Безопасность жизнедеятельности") [Текст] / О. М. Зиновьева [и др.] // Безопасность жизнедеятельности. - 2018. - № 1. - С. 57-64. - Библиогр.: с. 63 (8 назв.).

Рассмотрена структура индивидуальных образовательных траекторий студентов - принцип формирования рейтинга, временные ограничения, условия получения сертификата о прохождении курса. Выявлены и обобщены мнения преподавателей и студентов относительно преимуществ использования онлайн-курсов в очном обучении и перспектив их развития. Предложены направления дальнейшего методического совершенствования онлайн-курса по дисциплине "Безопасность жизнедеятельности".

42.

Девисилов, В. А.

Актуализация федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования по направлению "Техносферная безопасность" [Текст]. Ч. 2. Магистратура / В. А. Девисилов, Е. Н. Симакова // Безопасность в техносфере. - 2017. - № 2. - С. 69-79. - Библиогр.: с. 79 (6 назв. ).

Представлен проект федерального государственного образовательного стандарта магистратуры по направлению "Техносферная безопасность", актуализированного в соответствии с существующими профессиональными стандартами. Отмечены особенности и проблемы подготовки кадров в магистратуре. Предлагается создать реестр магистерских образовательных программ.

43.

Ильичев, В. А.

О подготовке специалистов архитектурно-строительной отрасли на основе парадигмы биосферной совместимости [Текст] / В. А. Ильичев, В. И. Колчунов, Н. В. Бакаева // Промышленное и гражданское строительство. - 2017. - № 9. - С. 9-17. - Библиогр.: с. 17 (20 назв.).

Представлена схема реализации современной модели подготовки градостроителей на основе взаимодействия профессиональных и образовательных стандартов путем гармонизации набора компетенций и трудовых функций будущих специалистов.

44.

"Кандидат инженерии"- учёная степень, востребованная временем [Электронный ресурс] / А. И. Рудской [и др.] // Высшее образование в России. - 2017. - № 10. – С. 109-121. - Режим доступа:

https://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=480370&page_id=109

Проанализирован мировой опыт подготовки инженерных кадров и представлены предложения по использованию этого опыта в России путём интеграции подобных программ в действующую систему подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре.

45.

Козьяков, А. Ф.

Реализации дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" на кафедре "Экология и промышленная безопасность" Московского государственного технического университета имени Н. Э. Баумана [Текст] / А. Ф. Козьяков, О. В. Кирикова, Н. А. Гапонюк // Безопасность жизнедеятельности. - 2017. - № 10. - С. 48-55. - Библиогр.: с. 54-55 (15 назв.).

Представлены темы модулей, отдельных лекций, семинаров, лабораторных работ, домашних заданий, тематика раздела выпускных квалификационных работ, предложена методика ступенчатой оценки результатов контроля знаний студентов по результатам рейтингов.

46.

Козюк, М. Н.

Практико-ориентированность истории государства и права [Текст] / М. Н. Козюк // История государства и права. - 2017. - № 16. - С. 43-47.

О возможности применения практико-ориентированного подхода к преподаванию курса истории государства и права.

47.

Колпачкова, Е. Н.

Информационные технологии в филологическом образовании: оптимизация преподавания китайского языка в новых условиях обучения [Текст] / Е. Н. Колпачкова // Иностранные языки в высшей школе. - 2017. - № 4. - С. 64-74. - Библиогр. в сносках. - Библиогр.: с. 72-73 (10 назв.).

Рассмотрены актуальные проблемы, с которыми сталкиваются участники образовательного процесса при изучении китайского языка.

48.

Коробцов, А. С.

Корректировка образовательной программы по профилю подготовки "Оборудование и технология сварочного производства" [Текст] / А. С. Коробцов, Д. В. Рогозин // Сварочное производство. - 2017. - № 8. - С. 55-60. - Библиогр.: с. 60 (3 назв.).

Рассмотрены актуальные аспекты совершенствования образовательных программ с учетом положений профессиональных стандартов. Обоснованы составляющие паспорта профильной компетенции, предложена корректировка дисциплин образовательной программы по профилю подготовки "Оборудование и технология сварочного производства".

49.

Коровяковский, Д. Г.

Совершенствование подготовки студентов по специальности "Таможенное дело" в условиях применения нового Таможенного кодекса ЕАЭС, формирования цифровой повестки ЕАЭС и программы "Цифровая экономика РФ" (на основе зарубежного опыта и на примере классических и транспортных вузов) [Текст] / Д. Г. Коровяковский // Таможенное дело. - 2017. - № 4. - С. 26-31. - Библиогр.: с. 31 (27 назв.).

Рассмотрен национальный и зарубежный опыт подготовки специалистов по специальности "Таможенное дело" и кадров транспортного комплекса, выработаны предложения по ее улучшению.

50.

Опыт разработки самостоятельно устанавливаемого образовательного стандарта для направления 20.04.01 Техносферная безопасность [Текст] / Ю. В. Тягунова [и др.] // Безопасность жизнедеятельности. - 2017. - № 9. - С. 51-58. - Библиогр.: с. 58 (5 назв.).

Описан процесс подготовки самостоятельно устанавливаемого образовательного стандарта (СУОС) в Южно-Уральском государственном университете. Определена структура СУОС, сформирована компетентностная модель выпускника, предложены дисциплины базовой части программы магистратуры с учетом формируемых компетенций в научно-исследовательской и производственной деятельности.

51.

Особенности и возможности использования сетевых технологий в учебном процессе и в научных исследованиях при подготовке инженерных кадров различного уровня [Текст] / А. В. Бобряков [и др.] // Мехатроника, автоматизация, управление. - 2017. - Т. 18 № 10. - С. 712-720. - Библиогр.: с. 718 (13 назв.).

Описаны особенности построения и эксплуатации межуниверситетской научно-образовательной сети, предназначенной для подготовки инженерных кадров различных уровней в области автоматизации производства, робототехники и других мехатронных систем.

52.

Особенности и задачи преподавания дисциплины "Теория горения и взрыва" в строительных вузах [Текст] / В. Ф. Строганов [и др.] // Безопасность в техносфере. - 2017. - № 3. - С. 80-84.

Анализируются содержание и структура подготовки бакалавров в области теории горения и взрыва в строительных вузах по направлению подготовки 20. 03. 01 "Техносферная безопасность".

53.

Печерская, Е. А.

Вовлечение студентов в научно-исследовательскую работу в университете: механизм и оценка эффективности [Текст] / Е. А. Печерская, Е. А. Савеленок, Д. В. Артамонов // Инновации. - 2017. - № 8. - С. 96-104. - Библиогр.: с. 104 (16 назв.).

На примере опыта ФГБОУ "Пензенский государственный университет" рассмотрен механизм вовлечения студентов в научно-исследовательскую работу (далее - НИРС), а также предложены инструменты для оценки эффективности данного процесса.

54.

Развитие качества образовательных услуг с применением инновационного обучения [Текст] / Н. Л. Фоменко [и др.] // Аудит и финансовый анализ. - 2017. - № 3/4. - С. 561-568. - Библиогр.: с. 567-568 (13 назв.).

Формулируются направления образовательно-воспитательной деятельности вуза, связанные с раскрытием личностного потенциала студентов на инновационной основе.

55.

Развитие лингвистической креативности студентов текстильного профиля в процессе языковой подготовки [Текст] / М. Н. Низамова [и др.] // Известия вузов. Технология текстильной промышленности. - 2017. - № 4 (370). - С. 315-318. - Библиогр.: с. 318 (5 назв. ).

Рассмотрены приемы развития лингвистической креативности студентов текстильного профиля на занятиях по русскому языку.

56.

Смирнов, С. Г.

О новом типе лабораторной работы по дисциплине "Безопасность жизнедеятельности" [Текст] / С. Г. Смирнов, Е. А. Долгих // Безопасность жизнедеятельности. - 2017. - № 12. - С. 53-58. - Библиогр.: с. 57 (6 назв.).

Представлена оригинальная лабораторная работа "Исследование влияния условий труда на зрительную работоспособность и внимание".

57.

Стромов, В. Ю.

Модель организации научно-исследовательской деятельности студентов в вузе [Электронный ресурс] / В. Ю. Стромов, П. В. Сысоев // Высшее образование в России. - 2017. - № 10. – С. 75-82. - Режим доступа: https://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=480370&page_id=75

Рассмотрены вопросы привлечения студентов к исследовательской работе, разработана многоуровневая модель организации научно-исследовательской деятельности в вузе.

58.

Университетские субботы [Текст] // Пищевая промышленность. - 2018. - № 1. - С. 51.

В октябре 2017 года в г. Москве на базе Московского государственного университета пищевых производств заработал просветительско-образовательный проект "Университетские субботы".

59.

Фролов, В. А.

Роль и место магистратуры в современной модели инженерного образования [Текст] / В. А. Фролов, С. А. Федоров // Технология машиностроения. - 2017. - № 11. - С. 68-78. - Библиогр.: с. 73 (6 назв. ).

Рассмотрены отличительные особенности подготовки магистров в инженерной области.

60.

Шафранов-Куцев, Г. Ф.

Тенденции и факторы эффективности подготовки аспирантов российских вузов в условиях реформирования высшего образования [Текст] / Г. Ф. Шафранов-Куцев, Г. З. Ефимова, А. А. Булашева // Социологические исследования. - 2017. - № 9. - С. 135-144. - Библиогр.: с. 142-143.

Определены основные факторы успешной научно-исследовательской работы и тенденции развития аспирантуры. Изучены преимущества/недостатки и общий уровень образовательной программы аспирантуры. Уделено внимание личности научного руководителя и его влиянию на процесс подготовки аспирантом диссертации. Предложены рекомендации по повышению эффективности обучения в аспирантуре.

 

 

Интеграция образования, науки и производства

 

61.

Глухов В. В.

Принципы организации smart-университета при подготовке кадров для «индустрии 4.0»[Текст] / В. В. Глухов, Л. Папич, Н. О. Васецкая // Инновации. - 2017. - № 11. - С. 83-87. - Библиогр.: с. 86-87 (15 назв.).

Показана необходимость смены образовательной парадигмы университетами в результате развития концепции "индустрии 4. 0" - четвертой промышленной революции. Рассмотрены основные принципы организации smart-университетов: внедрение компетентностного подхода в образовательный процесс, использование методов проектного обучения, информатизация образования, реализация индивидуальных образовательных траекторий. Рассмотрен принцип формирования профессиональных компетенций в результате интеграции образования, науки, бизнес-структур и предприятий высокотехнологичной промышленности. Предложен метод электронного портфолио (web-portfolio) как один из инновационных методов обучения на основе формирования индивидуальной образовательной траектории.

62.

Базовая кафедрана предприятии как фактор развития процесса подготовки высококвалифицированных специалистов [Текст] / А. К. Стрелков [и др.] // Водоснабжение и санитарная техника. - 2018. - № 1. - С. 5-7.

Об опыте работы кафедры водоснабжения и водоотведения Академии строительства и архитектуры Самарского государственного технического университета.

63.

Бородавкин, В. А.

Подготовка кадров для предприятий оборонно-промышленного комплекса в "Военмехе". Опыт и перспективы [Текст] / В. А. Бородавкин, Е. Н. Никулин // Инновации. - 2017. - № 10. - С. 7-10. - Библиогр.: с. 10 (10 назв.).

Дан анализ состояния и перспектив подготовки кадров для предприятий оборонно-промышленного комплекса (ОПК) на примере 10-летнего опыта БГТУ "Военмех" им. Д. Ф. Устинова. Рассматривая проблемы подготовки кадров высшей квалификации в звене вуз–предприятие, авторы видят возможность их решения в ассоциативном объединении усилий образовательных учреждений, предприятий промышленности, проектных и научных организаций.

64.

Кунтурова, Н. Б.

Аспекты влияния стажировки выпускников вузов силовых структур на их адаптацию к профессиональной деятельности [Текст] / Н. Б. Кунтурова, А. В. Шленков, Е. А. Малыгина // Безопасность жизнедеятельности. - 2017. - № 8. - С. 28-33. - Библиогр.: с. 32 (7 назв.).

Определен показатель, характеризующий прогнозируемую успешность адаптации выпускника к профессиональной деятельности, исходя из данных о прохождении им стажировки и предшествующего процесса обучения. Затронута актуальная для высшей школы проблема развития коммуникативной компетентности выпускников вузов в процессе профессиональной подготовки и стажировки.

65.

Мальцева, А. А.

Повышение эффективности практико-ориентированных научно-технических клубов творческого развития студентов и школьников на платформе вузов с использованием кластерного подхода [Текст] / А. А. Мальцева // Инновации. - 2017. - № 7. - С. 96-104. - Библиогр.: с. 104 (4 назв.).

Рассматриваются научно-методические основы организации деятельности практико-ориентированных научно-технических клубов творческого развития студентов и школьников, представляющие собой структурные подразделения вуза или сообщества энтузиастов. Они объединяют талантливых старшеклассников и (или) студентов 1-2 курсов, деятельность которых направлена на популяризацию творчества в научно-технической сфере.

66.

Наумов, С. Ю.

Привлечение представителей бизнеса к образовательной деятельности в вузе: проблемы и решения [Электронный ресурс] / С. Ю. Наумов, Л. В. Константинова // Высшее образование в России. - 2017. - № 12. – С. 26-34. - Режим доступа: https://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=480373&page_id=26

Рассматриваются вопросы привлечения представителей бизнеса к образовательной деятельности в вузе в контексте повышения качества высшего образования и развития кадрового потенциала малого и среднего бизнеса. Определяются необходимые институциональные механизмы, обеспечивающие условия взаимодействия представителей бизнеса с вузами, в том числе нормативно-правовая база и организационные условия.

67.

Опыт организации и проведения совместной практики бакалавров направления "Техносферная безопасность" МГТУ имени Н. Э. Баумана и Севастопольского государственного университета [Текст] / В. А. Девисилов [и др.] // Безопасность в техносфере. - 2017. - № 2. - С. 80-86. - Библиогр.: с. 86 (6 назв. ).

Об организации и проведении совместной учебно-ознакомительной практики. Студенты МГТУ имени Н. Э. Баумана проходили практику в Севастополе, студенты севастопольского вуза - в Москве.

68.

Создание и деятельность малых инновационных предприятий по 217-ФЗ [Текст] / Л. В. Кожитов [и др.] // Инновации. - 2017. - № 12. - С. 17-23. - Библиогр.: с. 23(13 назв.).

Рассмотрена динамика создания малых инновационных предприятий (МИП), преимущества и недостатки МИП при вузах, а также процесс коммерциализации инноваций. Представлен опыт томских вузов и Тверского государственного университета по созданию и организации деятельности малых инновационных предприятий.

69.

Ясинов, О. Ю.

Повышение качества подготовки кадров в сфере производства пищевой продукции [Текст] / О. Ю. Ясинов, В. А. Матисон // Пищевая промышленность. - 2017. - № 6. - С. 15-17. - Библиогр.: с. 17 (5 назв.).

О направлениях развития Московского государственного университета пищевых производств и мероприятиях для повышения качества подготовки специалистов для различных отраслей пищевой промышленности.

 

Главное меню

Задать
вопрос