Актуальные проблемы высшего образования
- Подробности
- Категория: Образование
Актуальные проблемы высшего образования [Текст]: библиогр. список / Юго-Запад. гос. ун-т, научная библиотека; сост. А. А. Сергеева. – Курск: ЮЗГУ, 2018. – 28 C.
Библиографический список содержит сведения о статьях из периодических изданий по проблемам высшего образования, опубликованных с ноября 2017 по апрель 2018 года. Все источники публикаций имеются в фонде научной библиотеки ЮЗГУ. |
Содержание
Общие вопросы высшего образования
Организация учебного и воспитательного процесса
Интеграция образования, науки и производства
Общие вопросы высшего образования
1. |
Боровков, А. И. Технологии проектирования, технологии производства, технологии мышления [Текст] : [интервью] / А. И. Боровков // Инновации. - 2017. - № 11. - С. 6-14. Интервью с А. И. Боровковым - профессором, проректором по перспективным проектам Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого, научным руководителем Института передовых производственных технологий. |
2. |
Бурцева, К. Ю. Применение концепции стейкхолдеров при обосновании объектов и субъектов контроля деятельности университета [Текст] / К. Ю. Бурцева // Аудит и финансовый анализ. - 2017. - № 3/4. - С. 42-47. - Библиогр.: с. 47 (10 назв.). Выделены основные стейкхолдеры университета в качестве субъектов контроля его деятельности, что позволило определить объекты контроля и сформулировать ответственность университетов перед каждой группой заинтересованных лиц. Субъекты контроля разделены на уровни значимости, к первому отнесены стейкхолдеры, имеющие большее влияние и важность в деятельности университета: Министерство образования и науки РФ, обучающиеся и работодатели. Субъекты контроля второго уровня значимости представлены вузами-конкурентами, школами, профессорско-преподавательским составом и сотрудниками, а также обществом в целом. |
3. |
Галямина, И. Г. Сравнение государственных образовательных стандартов различных поколений и проект актуализированного образовательного стандарта направления "Природообустройство и водопользование" (бакалавриат) [Текст] / И. Г. Галямина // Безопасность в техносфере. - 2017. - № 3. - С. 67-79. Показаны структура, содержание, достоинства и недостатки образовательных стандартов каждого поколения. Дано объяснение необходимости последовательной модернизации федерального образовательного стандарта третьего поколения и утверждения актуализированных стандартов совместно с примерными основными образовательными программами как единого комплекта документов. Объяснено отсутствие в проектах актуализированных стандартов профессиональных компетенций. Представлен проект актуализированного федерального государственного образовательного стандарта по направлению 20.03.02. |
Гитман, Е. К. Оценка открытости образовательной системы вуза на основе синергетического подхода [Текст] / Е. К. Гитман, А. Н. Данилов, И. Д. Столбова // Известия вузов. Технология текстильной промышленности. - 2017. - № 2 (368). - С. 321-327. - Библиогр.: с. 326-327 (9 назв. ). Рассматривается открытая образовательная система вуза, позволяющая взаимодействовать с бизнес-сообществом путем более тесного участия основных работодателей в проектировании и реализации образовательных программ, а также индивидуализации обучения. Предлагается оценка степени открытости образовательной системы вуза, позволяющая более обоснованно осуществлять планирование учебного процесса подготовки студентов с учетом имеющихся ресурсов вуза. |
|
5. |
Девисилов, В. А. Решение VI Всероссийского совещания заведующих кафедрами [Текст] / В. А. Девисилов // Безопасность в техносфере. - 2017. - № 5. - С. 77-80. С 10 по 12 октября 2017 года в Геленджике прошло VI Всероссийское совещание заведующих кафедрами по вопросам образования в области техносферной безопасности, безопасности жизнедеятельности, защиты окружающей среды и природообустройства. Были представлены вузы из всех регионов страны. Совещание было посвящено актуальным вопросам учебно-методического обеспечения в рамках подготовки кадров высшей квалификации. |
6. |
Ендовицкий, Д.А. Влияние личности вузовского лидера на эффективность деятельности университета [Электронный ресурс] / Д. А. Ендовицкий, Ю. А. Бубнов, К. М. Гайдар // Высшее образование в России. - 2017. - № 11. – С. 79-88. - Режим доступа: https://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=480372&page_id=79 Рассматривается вопрос о лидерском потенциале руководителя университета как о фундаментальном ресурсе для эффективного и стабильного движения вуза вперёд. Сформулированы предложения по совершенствованию механизма согласования кандидатур на должность ректора, проходящих собеседование и экспертизу в Минобрнауки РФ. |
7. |
Зборовский, Г. Е. Существует ли система высшего образования в России? [Текст] / Г. Е. Зборовский, П. А. Амбарова, Е. А. Шуклина // Социологические исследования. - 2017. - № 11. - С. 76-86. - Библиогр.: с. 85-86. Рассматривается проблема перехода от механистической к органической системе высшего образования. Показаны различия между двумя типами систем высшей школы. Обоснована необходимость создания целостной системы высшего образования в макрорегионе (федеральном округе) как точки роста высшего образования в России. Объект исследования – сфера высшего образования в России и Уральском макрорегионе (УрФО). Предмет – разрывы и взаимосвязи между элементами системы высшего образования. |
8. |
Иващенко, Н. П. Применение подхода shared governance в российских университетах: постановка проблемы и направления совершенствования [Текст] / Н. П. Иващенко, О. В. Тимофеева, А. А. Энговатова // Инновации. - 2017. - № 9. - С. 105-111. - Библиогр.: с. 111 (20 назв.). Рассмотрена система принятия решений в структуре управления предпринимательским университетом, реализованная на основе подхода shared governance. Подход shared governance позволяет сохранить академический характер высшего учебного заведения при переходе к модели конкурентного управления университетами, сопровождаемого профессионализацией управленческого персонала. На основе анализа зарубежного и отечественного опыта развития института предпринимательских университетов сформулированы рекомендации по внедрению подхода shared governance в российских университетах. |
9. |
Информация для руководителей организаций, осуществляющих прием на обучение по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры [Текст] : информация Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки РФ от 4 сентября 2017 г. // Администратор образования. - 2017. - № 19. - С. 60-62. |
10. |
Казин, Ф. Инновационная экономика и технологическое предпринимательство войдут в программы вузов РФ [Текст] : [беседа с руководителем проекта, деканом факультета технологического менеджмента и инноваций Университета ИТМО] / Ф. Казин // Инновации. - 2017. - № 7. - С. 16-18. В июне 2017 г. в Санкт-Петербурге на базе Университета ИТМО была организована программа повышения квалификации для преподавателей экономики российских вузов по теме "Инновационная экономика и технологическое предпринимательство". Полученные знания должны лечь в основу аналогичных курсов, преподаваемых во многих вузах страны. Основная задача этого проекта - развитие предпринимательских компетенций у студентов технических и естественнонаучных направлений подготовки в российских вузах. |
11. |
Карпов, А. О. Университет 3.0 - социальные миссии и реальность [Текст] / А. О. Карпов // Социологические исследования. - 2017. - № 9. - С. 114-124. - Библиогр.: с. 122-123. О проблеме становления нового типа высшего учебного заведения университета 3. 0, и его основных социальных миссиях, в числе которых образование, научные исследования, социально-экономическое развитие. Раскрыто социальное содержание моделей сетевого, креативного, инновационного и предпринимательского университета, которые лежат в основе NCI&E-модели университета 3. 0, предложенной автором. Определены основные компоненты в стратегии перехода к модели университета 3.0. |
12. |
Костюкова, Т. П. Система оценки рисков на основе классификации рискообразующих факторов [Текст] / Т. П. Костюкова, И. А. Лысенко, В. С. Саубанов // Аудит и финансовый анализ. - 2017. - № 3/4. - С. 593-597. - Библиогр.: с. 596-597 (7 назв.). Обоснована актуальность риск-менеджмента для образовательного учреждения (ОУ). Отмечены проблемы внедрения риск-ориентированного подхода при создании систем управления ОУ. Представлена классификация факторов внешней и внутренней среды вуза, оказывающих влияние на деятельность ОУ. Изложен механизм процесса управления в условиях взаимного влияния рисковых ситуаций: где учтены особенности и специфика вуза. |
13. |
Кузнецов, А.Ю. Факторы развития и трансформации академической мобильности [Электронный ресурс] / А. Ю. Кузнецов, Е. В. Вершинина // Высшее образование в России. - 2017. - № 10. – С. 144-148. - Режим доступа: https://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=480370&page_id=144 Рассматриваются зарубежные исследования в области академической мобильности и современные тенденции в международном образовании. Статья актуальна в связи с утверждением в России 2017 г. приоритетного проекта по развитию экспортного потенциала российской системы образования. |
14. |
Мессинева, Е. М. Проблемы перехода на ФГОС 3++ с учетом требований профессиональных стандартов для укрупненной группы направлений "Техносферная безопасность" [Текст] / Е. М. Мессинева, А. Г. Фетисов // Безопасность жизнедеятельности. - 2018. - № 2. - С. 59-64. - Библиогр.: с. 63-64 (7 назв.). Описаны основные изменения, вносимые в федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования, в связи с разработкой профессиональных стандартов и проблемы, связанные с их введением. Проанализированы требования к профессиональному уровню выпускников направления "Техносферная безопасность" в соответствии с профессиональными стандартами. |
15. |
Минько, В. М. О роли университетов и науки в обеспечении безопасности в России [Текст] / В. М. Минько, О. Н. Русак // Безопасность жизнедеятельности. - 2017. - № 8. - С. 3-8. - Библиогр.: с. 8 (10 назв.). Приведены изменения в организации преподавания безопасности жизнедеятельности в университетах страны. Рассмотрены вопросы научного обеспечения безопасности труда. Недостатки в этой области приводят к снижению качества нормативных правовых актов, принимаемых по охране труда и промышленной безопасности. |
16. |
Михайленко, Т. Д. Подготовка научной статьи для периодического издания в условиях современной научной парадигмы [Текст] / Т. Д. Михайленко // Вестник Российской таможенной академии. - 2017. - № 3. - С. 113-120. - Библиогр.: с. 120 (9 назв.). Рассматривается научно-издательская деятельность как одно из основных направлений научной работы. Анализируются причины, обусловившие рост значения публикаций при оценке результатов деятельности образовательных (научных) организаций и отдельных ученых. |
17. |
Мотова, Г. Н. Эволюция системы аккредитации в сфере высшего образования России [Электронный ресурс] / Г. Н. Мотова // Высшее образование в России. - 2017. - № 10. – С. 13-25. - Режим доступа: https://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=480370&page_id=13 Рассматриваются основные подходы к оценке качества образования. На основе анализа практики становления государственной и независимой систем аккредитации обсуждаются возможности и перспективы дальнейшего развития системы гарантии качества. |
18. |
О новом Порядкеорганизации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам бакалавриата, специалитета и магистратуры [Текст] // Администратор образования. - 2017. - № 18. - С. 73-78. Рассмотрены основные положения нового Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам бакалавриата, специалитета и магистратуры. |
19. |
Павлова, И. А. Институциональные модели университета в социально-экономических системах [Текст]. Ч. 2 / И. А. Павлова, Е. А. Монастырный // Инновации. - 2017. - № 7. - С. 34-41. - Библиогр.: с. 40-41 (31 назв.). Предложена комплексная институциональная модель для исследования многоаспектной деятельности университета в инновационных системах. Выделены функции инновационной среды и институтов в инновационной системе. Сформулированы комплексы индикаторов для характеристики процессов в региональных инновационных системах и процессов самого университета. |
20. |
Положение о применении технологий развивающего обучения на основе активных и интерактивных форм проведения занятий по программам среднего профессионального образования в Ухтинском государственном техническом университете [Текст] // Администратор образования. - 2017. - № 19. - С. 65-68. Представлено Положение, определяющее организационные формы и механизмы применения технологий развивающего обучения на основе активных и интерактивных форм проведения занятий. |
21. |
Поляков, Д. В. Профессиональная бюрократия в университетах: механизмы проведения изменений [Текст] / Поляков Д. В., Кравченко Е. В. // Менеджмент в России и за рубежом. - 2017. - № 6. - С. 42-47. - Библиогр.: с. 47 (5 назв.). Рассмотрена трансформация системы управления университетом. Проведен анализ профессиональной бюрократии, выявлены ее основные проблемы в контексте проведения изменений. |
22. |
[О формировании межведомственной сети ресурсных учебно-методических центров по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ в вузах] [Текст] : [письмо Министерства образования и науки РФ] от 08. 08. 2017 г., № ЛО-1579/05 // Администратор образования. - 2017. - № 18. - С. 51-55. - 2 прил. |
23. |
О вводе в эксплуатацию сегмента высшего образования единой федеральной межведомственной системы учета контингента обучающихся по основным образовательным программам и дополнительным общеобразовательным программам и обеспечении его функционирования [Текст] : приказ Министерства образования и науки РФ] от 6 сентября 2017 г., № 874 // Администратор образования. - 2017. - № 21. - С. 58-59. |
24. |
О внесении изменений в Порядок приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденных приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 октября 2015 г., № 1147 [Текст] : приказ Министерства образования и науки РФ от 31 июля 2017 г., № 715 // Администратор образования. - 2017. - № 18. - С. 56-58. - Прил. |
25. |
О заполнении документов о высшем образовании и о квалификации [Текст] : письмо Министерства образования и науки РФ] от 19. 06. 2017 г., № ЛО-1358/05 // Администратор образования. - 2017. - № 14. - С. 51-52. |
26. |
О привлечении студенческих отрядов [Текст] : письмо Министерства образования и науки РФ от 20. 10. 2017 г., № ПЗ-1486/09 // Администратор образования. - 2017. - № 23. - С. 45. |
27. |
Об изменениях нормативного правового регулирования приема на обучение по программам бакалавриата, программам специалитета и на подготовительные отделения [Текст] : письмо Министерства образования и науки РФ от 01. 06. 2017 г., № ЛО-1164/05 // Администратор образования. - 2017. - № 13. - С. 42-44. |
28. |
Об олимпиаде студентов "Я - профессионал" [Текст] : письмо Министерства образования и науки РФ от 28. 09. 2017 г., № ЛО-1938/05 // Администратор образования. - 2017. - № 22. - С. 39-40. |
29. |
Об утверждении Порядка перевода обучающихся в другую организацию, осуществляющую образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального и (или) высшего образования [Текст] : приказ Министерства образования и науки РФ от 10 февраля 2017 г., № 124 // Администратор образования. - 2017. - № 14. - С. 43-51. - Прил. |
30. |
Об утверждении Правил предоставления грантов в форме субсидий из федерального бюджета федеральным государственным образовательным организациям высшего образования [Текст] : постановление Правительства РФ от 18 июня 2017 г., № 723 // Администратор образования. - 2017. - № 14. - С. 39-42. - Прил. |
31. |
Сазонов, Б.А. Классификация профессиональных образовательных программ в Российской Федерации: проблемы и возможные решения [Электронный ресурс] / Б. А. Сазонов // Высшее образование в России. - 2017. - № 11. – С. 20-30. - Режим доступа: https://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=480372&page_id=20 О необходимости разработки для российского образования новой системы классификации профессиональных образовательных программ. Разрабатываемая система классификации должна стать общей для всех типов профессиональных образовательных программ, включая программы профессионального обучения и дополнительные профессиональные программы. |
32. |
Семенова, Ю.В. Практики использования результатов национальных рейтингов университетов российскими вузами [Электронный ресурс] / Ю. В. Семенова // Высшее образование в России. - 2017. - № 10. – С. 156-159. - Режим доступа: https://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=480370&page_id=156 Выявлена практика трансляции результатов рейтингов потенциальным стейкхолдерам. Описано использование университетами результатов рейтингов в качестве данных для аналитики, бенчмаркинга и индикативного планирования. Выделен ряд практик использования рейтингов при разработке стратегий развития университетов и спектр должностей, ответственных за работу с рейтингами. |
33. |
Современный университет: от модели к российской действительности [Электронный ресурс] / А.В. Щепилова [и др.] // Высшее образование в России. - 2017. - № 12. – С. 92-101. - Режим доступа: https://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=480373&page_id=92 Раскрываются ключевые смыслы современной российской системы высшего образования как результата интеграции в глобальное образовательное пространство. На основе анализа функционирования ряда американских и европейских вузов определяется универсальная модель успешного современного университета. В контексте выявленной модели анализируются проблемы и потенциал российского университета. |
34. |
Соловова, Е. Н. Компетенции преподавателя иностранного языка и инструменты их оценки [Текст] / Е. Н. Соловова, С. В. Боголепова // Иностранные языки в высшей школе. - 2017. - № 4. - С. 75-85. - Библиогр.: с. 83-84 (17 назв.). - Библиогр. в сносках. Выявлены профессиональные составляющие деятельности вузовского преподавателя иностранного языка. Проанализированы международные компетентностные матрицы и современные исследования по вопросу оценки деятельности педагога. |
35. |
Стронгин, Р. Г. Управление вузом в новых условиях [Электронный ресурс] / Р. Г. Стронгин // Высшее образование в России. - 2017. - № 10. – С. 5-12. – Режим доступа: https://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=480370&page_id=5 О развитии новых подходов к управлению вузом и необходимости преобразования структуры университетов. |
36. |
Теличенко, В. И. Высшее строительное образование. XXI век [Текст] / В. И. Теличенко // Промышленное и гражданское строительство. - 2017. - № 7. - С. 15-21. - Библиогр.: с. 21. Проводится анализ состояния высшего образования России за прошедшие 25 лет - годы реформ и преобразований. Рассматриваются две модели развития высшей школы в эти годы. |
37. |
Шагеева, Ф. Т. Педагогическое мастерство преподавателя инженерного вуза: пути совершенствования [Электронный ресурс] / Ф. Т. Шагеева // Высшее образование в России. - 2017. - № 10. – С. 88-93. - Режим доступа: https://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=480370&page_id=88 Рассмотрена сущность и структура педагогического мастерства, пути его совершенствования. Предложена программа повышения квалификации как один из вариантов его развития, состоящая из нескольких модулей, рассмотрено их содержание и особенности реализации в инженерном вузе. |
38. |
Шереги, Ф. Э. Труд преподавателя вуза: творчество или "выживание"? [Текст] / Ф. Э. Шереги, А. В. Кириллов // Социологические исследования. - 2017. - № 11. - С. 87-98. - Библиогр.: с. 97-98. Рассматриваются социально-экономические показатели успешности выпуска специалистов и отмечается, что на данный момент вузы не способствуют воспроизводству прогрессивной социально-профессиональной структуры. Отмечается низкий престиж профессии преподавателя за счет низкой оплаты труда и большой бюрократической работы. Даются рекомендации для успешного развития вузов. |
Организация учебного и воспитательного процесса
39. |
Алоян, Р. М. Особенности формирования социальной устойчивости студентов технических направлений подготовки [Текст] / Р. М. Алоян, С. Д. Резник, М. В. Черниковая // Известия вузов. Технология текстильной промышленности. - 2017. - № 4 (370). - С. 293-297. - Библиогр.: с. 297 (8 назв. ). Представлены результаты исследования особенностей формирования социальной устойчивости студентов технических направлений подготовки, включающих направления, осваивающие технологии текстильной промышленности. Предложены современные образовательные технологии повышения социальной устойчивости студентов. |
40. |
Бедный, Б. И. Российская аспирантура в образовательном поле: междисциплинарный дискурс [Текст] / Б. И. Бедный, Н. В. Рыбаков, М. Б. Сапунов // Социологические исследования. - 2017. - № 9. - С. 125-134. - Библиогр.: с. 132-133. С позиции социологии и педагогики высшей школы рассматриваются суждения исследователей высшего образования по поводу новой модели подготовки аспирантов и институционального развития аспирантуры. Анализируются причины сравнительно низкой эффективности института аспирантуры в отношении реализации его основной функции – воспроизводство кадрового потенциала науки и высшей школы, обсуждаются возможные меры, направленные на повышение эффективности аспирантских программ. |
41. |
Вопросы интеграции онлайн-курсов в систему высшего образования (на примере дисциплины "Безопасность жизнедеятельности") [Текст] / О. М. Зиновьева [и др.] // Безопасность жизнедеятельности. - 2018. - № 1. - С. 57-64. - Библиогр.: с. 63 (8 назв.). Рассмотрена структура индивидуальных образовательных траекторий студентов - принцип формирования рейтинга, временные ограничения, условия получения сертификата о прохождении курса. Выявлены и обобщены мнения преподавателей и студентов относительно преимуществ использования онлайн-курсов в очном обучении и перспектив их развития. Предложены направления дальнейшего методического совершенствования онлайн-курса по дисциплине "Безопасность жизнедеятельности". |
42. |
Девисилов, В. А. Актуализация федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования по направлению "Техносферная безопасность" [Текст]. Ч. 2. Магистратура / В. А. Девисилов, Е. Н. Симакова // Безопасность в техносфере. - 2017. - № 2. - С. 69-79. - Библиогр.: с. 79 (6 назв. ). Представлен проект федерального государственного образовательного стандарта магистратуры по направлению "Техносферная безопасность", актуализированного в соответствии с существующими профессиональными стандартами. Отмечены особенности и проблемы подготовки кадров в магистратуре. Предлагается создать реестр магистерских образовательных программ. |
43. |
Ильичев, В. А. О подготовке специалистов архитектурно-строительной отрасли на основе парадигмы биосферной совместимости [Текст] / В. А. Ильичев, В. И. Колчунов, Н. В. Бакаева // Промышленное и гражданское строительство. - 2017. - № 9. - С. 9-17. - Библиогр.: с. 17 (20 назв.). Представлена схема реализации современной модели подготовки градостроителей на основе взаимодействия профессиональных и образовательных стандартов путем гармонизации набора компетенций и трудовых функций будущих специалистов. |
44. |
"Кандидат инженерии"- учёная степень, востребованная временем [Электронный ресурс] / А. И. Рудской [и др.] // Высшее образование в России. - 2017. - № 10. – С. 109-121. - Режим доступа: https://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=480370&page_id=109 Проанализирован мировой опыт подготовки инженерных кадров и представлены предложения по использованию этого опыта в России путём интеграции подобных программ в действующую систему подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре. |
45. |
Козьяков, А. Ф. Реализации дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" на кафедре "Экология и промышленная безопасность" Московского государственного технического университета имени Н. Э. Баумана [Текст] / А. Ф. Козьяков, О. В. Кирикова, Н. А. Гапонюк // Безопасность жизнедеятельности. - 2017. - № 10. - С. 48-55. - Библиогр.: с. 54-55 (15 назв.). Представлены темы модулей, отдельных лекций, семинаров, лабораторных работ, домашних заданий, тематика раздела выпускных квалификационных работ, предложена методика ступенчатой оценки результатов контроля знаний студентов по результатам рейтингов. |
46. |
Козюк, М. Н. Практико-ориентированность истории государства и права [Текст] / М. Н. Козюк // История государства и права. - 2017. - № 16. - С. 43-47. О возможности применения практико-ориентированного подхода к преподаванию курса истории государства и права. |
47. |
Колпачкова, Е. Н. Информационные технологии в филологическом образовании: оптимизация преподавания китайского языка в новых условиях обучения [Текст] / Е. Н. Колпачкова // Иностранные языки в высшей школе. - 2017. - № 4. - С. 64-74. - Библиогр. в сносках. - Библиогр.: с. 72-73 (10 назв.). Рассмотрены актуальные проблемы, с которыми сталкиваются участники образовательного процесса при изучении китайского языка. |
48. |
Коробцов, А. С. Корректировка образовательной программы по профилю подготовки "Оборудование и технология сварочного производства" [Текст] / А. С. Коробцов, Д. В. Рогозин // Сварочное производство. - 2017. - № 8. - С. 55-60. - Библиогр.: с. 60 (3 назв.). Рассмотрены актуальные аспекты совершенствования образовательных программ с учетом положений профессиональных стандартов. Обоснованы составляющие паспорта профильной компетенции, предложена корректировка дисциплин образовательной программы по профилю подготовки "Оборудование и технология сварочного производства". |
49. |
Коровяковский, Д. Г. Совершенствование подготовки студентов по специальности "Таможенное дело" в условиях применения нового Таможенного кодекса ЕАЭС, формирования цифровой повестки ЕАЭС и программы "Цифровая экономика РФ" (на основе зарубежного опыта и на примере классических и транспортных вузов) [Текст] / Д. Г. Коровяковский // Таможенное дело. - 2017. - № 4. - С. 26-31. - Библиогр.: с. 31 (27 назв.). Рассмотрен национальный и зарубежный опыт подготовки специалистов по специальности "Таможенное дело" и кадров транспортного комплекса, выработаны предложения по ее улучшению. |
50. |
Опыт разработки самостоятельно устанавливаемого образовательного стандарта для направления 20.04.01 Техносферная безопасность [Текст] / Ю. В. Тягунова [и др.] // Безопасность жизнедеятельности. - 2017. - № 9. - С. 51-58. - Библиогр.: с. 58 (5 назв.). Описан процесс подготовки самостоятельно устанавливаемого образовательного стандарта (СУОС) в Южно-Уральском государственном университете. Определена структура СУОС, сформирована компетентностная модель выпускника, предложены дисциплины базовой части программы магистратуры с учетом формируемых компетенций в научно-исследовательской и производственной деятельности. |
51. |
Особенности и возможности использования сетевых технологий в учебном процессе и в научных исследованиях при подготовке инженерных кадров различного уровня [Текст] / А. В. Бобряков [и др.] // Мехатроника, автоматизация, управление. - 2017. - Т. 18 № 10. - С. 712-720. - Библиогр.: с. 718 (13 назв.). Описаны особенности построения и эксплуатации межуниверситетской научно-образовательной сети, предназначенной для подготовки инженерных кадров различных уровней в области автоматизации производства, робототехники и других мехатронных систем. |
52. |
Особенности и задачи преподавания дисциплины "Теория горения и взрыва" в строительных вузах [Текст] / В. Ф. Строганов [и др.] // Безопасность в техносфере. - 2017. - № 3. - С. 80-84. Анализируются содержание и структура подготовки бакалавров в области теории горения и взрыва в строительных вузах по направлению подготовки 20. 03. 01 "Техносферная безопасность". |
53. |
Печерская, Е. А. Вовлечение студентов в научно-исследовательскую работу в университете: механизм и оценка эффективности [Текст] / Е. А. Печерская, Е. А. Савеленок, Д. В. Артамонов // Инновации. - 2017. - № 8. - С. 96-104. - Библиогр.: с. 104 (16 назв.). На примере опыта ФГБОУ "Пензенский государственный университет" рассмотрен механизм вовлечения студентов в научно-исследовательскую работу (далее - НИРС), а также предложены инструменты для оценки эффективности данного процесса. |
54. |
Развитие качества образовательных услуг с применением инновационного обучения [Текст] / Н. Л. Фоменко [и др.] // Аудит и финансовый анализ. - 2017. - № 3/4. - С. 561-568. - Библиогр.: с. 567-568 (13 назв.). Формулируются направления образовательно-воспитательной деятельности вуза, связанные с раскрытием личностного потенциала студентов на инновационной основе. |
55. |
Развитие лингвистической креативности студентов текстильного профиля в процессе языковой подготовки [Текст] / М. Н. Низамова [и др.] // Известия вузов. Технология текстильной промышленности. - 2017. - № 4 (370). - С. 315-318. - Библиогр.: с. 318 (5 назв. ). Рассмотрены приемы развития лингвистической креативности студентов текстильного профиля на занятиях по русскому языку. |
56. |
Смирнов, С. Г. О новом типе лабораторной работы по дисциплине "Безопасность жизнедеятельности" [Текст] / С. Г. Смирнов, Е. А. Долгих // Безопасность жизнедеятельности. - 2017. - № 12. - С. 53-58. - Библиогр.: с. 57 (6 назв.). Представлена оригинальная лабораторная работа "Исследование влияния условий труда на зрительную работоспособность и внимание". |
57. |
Стромов, В. Ю. Модель организации научно-исследовательской деятельности студентов в вузе [Электронный ресурс] / В. Ю. Стромов, П. В. Сысоев // Высшее образование в России. - 2017. - № 10. – С. 75-82. - Режим доступа: https://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=480370&page_id=75 Рассмотрены вопросы привлечения студентов к исследовательской работе, разработана многоуровневая модель организации научно-исследовательской деятельности в вузе. |
58. |
Университетские субботы [Текст] // Пищевая промышленность. - 2018. - № 1. - С. 51. В октябре 2017 года в г. Москве на базе Московского государственного университета пищевых производств заработал просветительско-образовательный проект "Университетские субботы". |
59. |
Фролов, В. А. Роль и место магистратуры в современной модели инженерного образования [Текст] / В. А. Фролов, С. А. Федоров // Технология машиностроения. - 2017. - № 11. - С. 68-78. - Библиогр.: с. 73 (6 назв. ). Рассмотрены отличительные особенности подготовки магистров в инженерной области. |
60. |
Шафранов-Куцев, Г. Ф. Тенденции и факторы эффективности подготовки аспирантов российских вузов в условиях реформирования высшего образования [Текст] / Г. Ф. Шафранов-Куцев, Г. З. Ефимова, А. А. Булашева // Социологические исследования. - 2017. - № 9. - С. 135-144. - Библиогр.: с. 142-143. Определены основные факторы успешной научно-исследовательской работы и тенденции развития аспирантуры. Изучены преимущества/недостатки и общий уровень образовательной программы аспирантуры. Уделено внимание личности научного руководителя и его влиянию на процесс подготовки аспирантом диссертации. Предложены рекомендации по повышению эффективности обучения в аспирантуре. |
Интеграция образования, науки и производства
61. |
Глухов В. В. Принципы организации smart-университета при подготовке кадров для «индустрии 4.0»[Текст] / В. В. Глухов, Л. Папич, Н. О. Васецкая // Инновации. - 2017. - № 11. - С. 83-87. - Библиогр.: с. 86-87 (15 назв.). Показана необходимость смены образовательной парадигмы университетами в результате развития концепции "индустрии 4. 0" - четвертой промышленной революции. Рассмотрены основные принципы организации smart-университетов: внедрение компетентностного подхода в образовательный процесс, использование методов проектного обучения, информатизация образования, реализация индивидуальных образовательных траекторий. Рассмотрен принцип формирования профессиональных компетенций в результате интеграции образования, науки, бизнес-структур и предприятий высокотехнологичной промышленности. Предложен метод электронного портфолио (web-portfolio) как один из инновационных методов обучения на основе формирования индивидуальной образовательной траектории. |
62. |
Базовая кафедрана предприятии как фактор развития процесса подготовки высококвалифицированных специалистов [Текст] / А. К. Стрелков [и др.] // Водоснабжение и санитарная техника. - 2018. - № 1. - С. 5-7. Об опыте работы кафедры водоснабжения и водоотведения Академии строительства и архитектуры Самарского государственного технического университета. |
63. |
Бородавкин, В. А. Подготовка кадров для предприятий оборонно-промышленного комплекса в "Военмехе". Опыт и перспективы [Текст] / В. А. Бородавкин, Е. Н. Никулин // Инновации. - 2017. - № 10. - С. 7-10. - Библиогр.: с. 10 (10 назв.). Дан анализ состояния и перспектив подготовки кадров для предприятий оборонно-промышленного комплекса (ОПК) на примере 10-летнего опыта БГТУ "Военмех" им. Д. Ф. Устинова. Рассматривая проблемы подготовки кадров высшей квалификации в звене вуз–предприятие, авторы видят возможность их решения в ассоциативном объединении усилий образовательных учреждений, предприятий промышленности, проектных и научных организаций. |
64. |
Кунтурова, Н. Б. Аспекты влияния стажировки выпускников вузов силовых структур на их адаптацию к профессиональной деятельности [Текст] / Н. Б. Кунтурова, А. В. Шленков, Е. А. Малыгина // Безопасность жизнедеятельности. - 2017. - № 8. - С. 28-33. - Библиогр.: с. 32 (7 назв.). Определен показатель, характеризующий прогнозируемую успешность адаптации выпускника к профессиональной деятельности, исходя из данных о прохождении им стажировки и предшествующего процесса обучения. Затронута актуальная для высшей школы проблема развития коммуникативной компетентности выпускников вузов в процессе профессиональной подготовки и стажировки. |
65. |
Мальцева, А. А. Повышение эффективности практико-ориентированных научно-технических клубов творческого развития студентов и школьников на платформе вузов с использованием кластерного подхода [Текст] / А. А. Мальцева // Инновации. - 2017. - № 7. - С. 96-104. - Библиогр.: с. 104 (4 назв.). Рассматриваются научно-методические основы организации деятельности практико-ориентированных научно-технических клубов творческого развития студентов и школьников, представляющие собой структурные подразделения вуза или сообщества энтузиастов. Они объединяют талантливых старшеклассников и (или) студентов 1-2 курсов, деятельность которых направлена на популяризацию творчества в научно-технической сфере. |
66. |
Наумов, С. Ю. Привлечение представителей бизнеса к образовательной деятельности в вузе: проблемы и решения [Электронный ресурс] / С. Ю. Наумов, Л. В. Константинова // Высшее образование в России. - 2017. - № 12. – С. 26-34. - Режим доступа: https://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=480373&page_id=26 Рассматриваются вопросы привлечения представителей бизнеса к образовательной деятельности в вузе в контексте повышения качества высшего образования и развития кадрового потенциала малого и среднего бизнеса. Определяются необходимые институциональные механизмы, обеспечивающие условия взаимодействия представителей бизнеса с вузами, в том числе нормативно-правовая база и организационные условия. |
67. |
Опыт организации и проведения совместной практики бакалавров направления "Техносферная безопасность" МГТУ имени Н. Э. Баумана и Севастопольского государственного университета [Текст] / В. А. Девисилов [и др.] // Безопасность в техносфере. - 2017. - № 2. - С. 80-86. - Библиогр.: с. 86 (6 назв. ). Об организации и проведении совместной учебно-ознакомительной практики. Студенты МГТУ имени Н. Э. Баумана проходили практику в Севастополе, студенты севастопольского вуза - в Москве. |
68. |
Создание и деятельность малых инновационных предприятий по 217-ФЗ [Текст] / Л. В. Кожитов [и др.] // Инновации. - 2017. - № 12. - С. 17-23. - Библиогр.: с. 23(13 назв.). Рассмотрена динамика создания малых инновационных предприятий (МИП), преимущества и недостатки МИП при вузах, а также процесс коммерциализации инноваций. Представлен опыт томских вузов и Тверского государственного университета по созданию и организации деятельности малых инновационных предприятий. |
69. |
Ясинов, О. Ю. Повышение качества подготовки кадров в сфере производства пищевой продукции [Текст] / О. Ю. Ясинов, В. А. Матисон // Пищевая промышленность. - 2017. - № 6. - С. 15-17. - Библиогр.: с. 17 (5 назв.). О направлениях развития Московского государственного университета пищевых производств и мероприятиях для повышения качества подготовки специалистов для различных отраслей пищевой промышленности. |